Найти в Дзене
История в историях

Археологические следы русов – автохтонов до славянского периода

рисунок из интернета
рисунок из интернета

Михаил Леонидович Томилин г. Клин

Попробуем выяснить, что за племена жили на севере Русской равнины до прихода славян, и после их возвращения на свою прародину.

Интересный материал появилсяв июле этого года в материале РИА новости в статье Никиты Базина «Следы неизвестного народа» https://dzen.ru/a/YuTBj2AN0mYw7QYH, которые озадачили археологов.

В Большой Российской энциклопедии (БРЭ) о культуре длинных курганов написано: «ДЛИННЫХ КУРГАНОВ КУЛЬТУРА, ар­хео­ло­гич. куль­ту­ры 2-й пол. 1-го тыс. н. э. на тер­ри­то­рии се­ве­ро-за­па­да, в смо­лен­ском По­днеп­ро­вье и твер­ском По­вол­жье Рос­сии, на се­ве­ре Бе­ло­рус­сии, юго-вос­то­ке Эс­то­нии. Об­щее назв. – по на­ли­чию кур­га­нов уд­ли­нён­ной и ва­ло­об­раз­ной фор­мы. На­уч. рас­коп­ки с кон. 19 в., обоб­ще­ния Спицина Александра Андреевича., [14(26).8.1858–17.9.1931], рос. археолог, историк (1903), Н. Н. Чер­ня­ги­на (1941), В. В. Седова (1960, 1974) и др. Пер­во­на­чаль­но рас­смат­ри­ва­лись как еди­ная куль­ту­ра, ос­тав­лен­ная кривичами. Совр. ис­сле­до­ва­те­ли раз­ли­ча­ют куль­ту­ры «псков­ских» и «смо­лен­ских» («смо­лен­ско-полоц­ких») длин­ных кур­га­нов

Как отмечается в статье: «Древние могильники под Псковом — большая загадка для ученых. Специалисты пытаются выяснить, какой народ оставил после себя монументальные гробницы. Одни полагают, что это были славянские племена. Другие — что постарались задолго до славян…

На обширных территориях современных Псковской, Новгородской и Ленинградской областей процветала цивилизация, о которой науке пока не известно. В литературе ее именуют культурой псковских длинных курганов. Столь необычное название возникло из-за яркого отличительного признака тех мест — погребальных насыпей удлиненной формы. За полтора века археологи раскопали таких несколько сотен.»

Археологам известна культура псковских длинных курганов в БРЭ сказано: «Псковских Длинных курганов культура5–9 вв.; Псков­ская, Нов­го­род­ская, Твер­ская об­ла­сти, часть Ле­нин­град­ской, Во­ло­год­ской, Ви­теб­ской об­лас­тей и Эс­то­ния). Сфор­ми­ро­ва­лась на ос­но­ве древ­но­стей кру­га Заозерья …. Раз­но­род­ность куль­тур­ных ком­по­нен­тов, фик­си­руе­мая на се­ли­щах, объ­яс­ня­ет­ся при­сут­ст­ви­ем ос­тат­ков ме­ст­но­го балт­ско­го или фин­но-угор­ско­го на­се­ле­ния. Селища На Псков­щи­не из­вест­ны го­ро­ди­ща-убе­жи­ща. Мо­гиль­ни­ки – вда­ли от по­се­ле­ний и во­до­ёмов. Кур­га­ны ва­ло­об­раз­ные (до 100 м дли­ной), круг­лые, пря­мо­уголь­ные, ком­би­ни­ро­ван­ные (длин­ная и круг­лая на­сы­пи); не­ко­то­рые со­ору­же­ны по­этап­но. В кур­га­нах – до 20 по­гре­бе­ний, есть пус­тые; из­вест­ны грун­то­вые по­гре­бе­ния. Тру­по­сож­же­ния только на стороне, ос­тан­ки по­ме­ща­ли в ям­ку (в т. ч. в гли­ня­ной ур­не) или рас­сы­па­ли по по­верх­но­сти на­сы­пи. Ке­ра­ми­ка леп­ная, сла­бо­про­фи­ли­ро­ван­ная, не­ор­на­мен­ти­ро­ван­ная. Брон­зо­вые пряж­ки, бляш­ки-скор­луп­ки и др. на­клад­ки на рем­ни, брас­ле­ты с утол­щён­ны­ми кон­ца­ми и пла­стин­ча­тые (рис., а). Этот на­бор сла­бо про­сле­жи­ва­ет­ся в др.-рус. куль­ту­ре, хо­тя на­се­ле­ние во­шло в со­став Древ­ней Ру­си

В статье «Следы неизвестного народа» говорится о том, что до сих пор не выяснено кто в этих курганах похоронен – почему?

«Все дело в необычном способе захоронения. При вскрытии гробниц ученые не нашли скелетов и черепов. Из земли извлекали лишь глиняные сосуды с обожженными костями .. .

Делать вывод об этнической принадлежности, исходя из культурных особенностей, неверно. Например, христианство исповедует огромное количество людей, но все они принадлежат разным народностям", — уточняет Мария Добровольская (Добровольская Мария Всеволодовна. Заведующая лабораторией контекстуальной антропологии, ведущий научный сотрудник, доктор исторических наук.) Сказать что-то определенное по этническому вопросу пока трудно: «Для этого нужно выделить из костей палео-ДНК, но с кремированными останками это сделать сложно. ДНК — молекула органическая. В процессе горения она окисливается. А жгли носители псковской культуры очень качественно. Из тех образцов, что мы изучили, вычленить ее невозможно". Поэтому главный вопрос для археологов пока остается открытым. И специалистам еще предстоит выяснить, кто полтора тысячелетия назад воздвиг монументальные могильники.»

Интересно что в середине XX века археологами и историками было принято, что в местности распространения археологической культуры Псковских длинных курганов преобладала примитивная кремация, такая точка зрения доминировала долгие годы.

«Но совсем недавно выяснилось: захоронения в псковских курганах не так просты, как кажется на первый взгляд. Группа специалистов из Института археологии РАН решила более детально изучить еще не тронутую погребальную насыпь в районе Верхневолжских озер. Урну исследовали с помощью компьютерной томографии. Это позволило увидеть расположение костных останков внутри, их размеры и степень сохранности…. Оказалось, что в урне были не раздробленные на кусочки, а цельные кости, лежащие в определенном порядке. Ученые обратили внимание на еще одну деталь: все фрагменты одинаково светлого цвета. Это означает, что они равномерно обожжен …. Оказалось, добиться равномерного прогорания очень сложно … погребение совершал настоящий мастер.» По сложной технологии, трудно воспроизводимой даже в наше время.

Сейчас существует две точки зрения в вопросе кому принадлежат курганы. «Первую сформулировал в 1970-х археолог Валентин Седов. По его мнению, речь идет о миграции славянского населения из бассейна реки Вислы. Таким образом, длинные курганы могли оставить кривичи — восточнославянское племя, населявшее в VIII-XII веках верховья Днепра и Волги.

Другая точка зрения … гласит: псковская культура принадлежит дославянскому населению северо-западных территорий России. Таковым было племя чудь — предки современных прибалтов и финнов.»

Так ли это?

Когда появились предки прибалтов и угро-финнов в Прибалтике и на севере Русской равнины? "Получается, что самые древние предки современных русских — это Прибалтика и Север (имеется в виду Карелия и севернее), — говорит Анатолий Клёсов. — Никаких финно-угорских (останков — прим. ред.) там не было найдено. Они пришли гораздо позже. (…) Это те люди, которые позже стали говорить на финно-угорских языках. Так вот, их ещё не было к тому времени. Они появились с Урала, они появились с Алтая. Они прошли на Север вдоль уральских гор, перешли через уральские горы, и они разошлись на несколько потоков. Одни, как булгары, пошли в современную Венгрию, а другие пошли в Прибалтику. Причём, они тоже разделились на два потока. Одни стали потом финнами, а другие стали потом литовцами и латышами. И поляками тоже. Частично, конечно. Причём, сначала пришли те, кто потом стали балтами (литовцами и латышами). Это примерно две с половиной тысячи лет назад (середина первого тысячелетия до нашей эры). Финны пришли гораздо позже. Это уже наша эра. Это в лучшем случае начало нашей эры. А на самом деле примерно пятисотый год нашей эры. Поэтому никаких разговоров о том, что древние финно-угры или финны, или угры жили на русской равнине и она принадлежала им по праву, а славяне пришли нехорошие позже и якобы их ассимилировали и пришли завоевателями — это историческая несправедливость, которую надо вообще выправлять".

Могли ли финно-угорские племена совершать обряд кремации покойников?

По поводу обряда кремации или трупосожжения кандидат исторических наук С.В. Жарникова пишет: «Однако здесь имеет смысл обратиться к выводам, сделанным М.Ф. Косаревым («Михаил Фёдорович Косарев (1931—2017) — советский и российский археолог, доктор исторических наук, специалист в области археологии Урала и Западной Сибири.»). Он указывает, что: «У обских угров, селькупов, кетов и других сибирских народностей считалось, что сожжение тела и костей животных либо человека, означает уничтожение его души, окончательную смерть, исключающую возможность возрождения», и что: «В преданиях западносибирских аборигенов ритуал сожжения трупа упоминается чаще всего по отношению к врагу. По ханты-мансийским героическим сказаниям, богатырь, сжигая тело врага, все время сбивал искры на землю, чтобы вместе с ними душа убитого не смогла подняться на небо».

Такие представления диаметрально противоположны как славянским представлениям о краде, когда «любимый или уважаемый человек во мгновение ока входит в рай немедленно и тотчас», так и индоарийским, по которым благодаря огню мертвое тело обретало «сияющий облик» и «поднимаясь отсюда, принимало новый вид». Именно собирая сожженные кости древние арьи говорили: «Поднимись отсюда и прими новый вид. Не оставь ни одного из членов твоего тела. Отправляйся туда, куда желаешь. Пусть Савитар утвердит тебя там. Это одна из твоих костей. Соединив все кости, будь красив. Будь любим богами в обители благородных. «Разделяя убеждение в том, что «религиозные представления отличаются большой консервативностью и обращение к этнографическим материалам при расшифровке семантики древних культовых предметов и исследований первобытных верований особенно перспективно», трудно представить себе, что население Русского Севера в 1 тыс. до н.э. – 1 тыс н.э., будучи финно-угорским, совершало бы обряд трупосожжения, который у классических финно-угров связывался с уничтожением души и исключал даже возможность возрождения. (книга «Истоки фольклора Русского Севера». (С. В. Жарникова) https://www.yandex.ru/search/?text=%D0%B6)

Отметим очередной раз, что «Согласно современным данным палеоклиматологии, антропологии, лингвистики, этнографии и других сопредельных наук на территориях европейского Севера России к моменту прихода славян проживали в основном потомки древнего индоевропейского населения, сохранившего архаичнейшие общеиндоевропейские культурные традиции, архаический тип лексики и архаический приледниковый антропологический европеоидный тип. Их контакт и взаимовлияние со славянскими группами, продвигавшимися на данные территории, были облегчены наличием близости языка, антропологического типа и многих культурных традиций, доставшихся и тем и другим от их общих индоевропейских предков.» («Наследие С.В. Жарниковой Исторические ремарки» Максименко Юрий http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/002a/ 1207-mk.pdf)

О рождении древних предков русского народа (автохтоны русы + славяне, вернувшиеся на свою прародину) кандидат исторических наук Лидия Грот (Попова)пишет: «Аналогично должно было происходить и рождение современной русской общности и как этнического, и как политического объединения в период расселения славянства в Восточной Европе. Одним из «родителей» русских, давших новой общности язык, было, безусловно, восточноевропейское славянство – «родитель» пришлый, как это и наблюдалось в истории большинства народов. Но тогда имя Руси не могло прийти «со стороны», как это продемонстрировано выше на известных примерах. Оно должно было родиться в Восточной Европе до прихода туда славянства, но иметь индоевропейское происхождение.

Поставив вопрос таким образом, я несколько лет тому назад подошла к идее индоевропейского субстрата на севере и в центре Восточной Европы в древности, в котором увидела этническую среду, явившуюся лоном для древней Руси. На основе данной идеи я стала развивать концепцию о двух периодах древнерусской истории: дославянском (индоевропейском) и славянорусском….»

Этих потомков древнего индоевропейского населения можно назвать русами, к ним относились племена веси, мери, чуди, муромы и других.

Курганы принадлежат племенам русов и кривичей с которыми они вошли в союз. Кривичи были Полоцкие, Псковские, Смоленские, Верхеволжские.