В следующем году нас ждут глобальные изменения в пенсионной сфере, да и не только. С 1 января заработает Единая цифровая платформа в социальной сфере. И это отразится на выплатах многих пенсий и пособий.
Что такое Единая цифровая платформа в социальной сфере
Закон о создании и внедрении единой цифровой платформы был подписан еще в первой половине июля. Но на самом деле идея о ее создании возникла еще в 2021 году.
Изначально было решено, что платформа позволит автоматизировать многие процессы, а также упростит взаимодействие Пенсионного фонда, ФСС и учреждений МСЭ с гражданами и организациями.
После объединения ПФР и ФСС в единую структуру разработка системы стала еще более важной. Так как участились ошибки и недочеты при назначениях пенсий и различных пособий. И самым главным ожиданием от новой системы будет повышение качества предоставляемых услуг и снижение количества ошибок, допущенных при обработке информации людьми.
В процессе разработки было решено интегрировать платформу с порталом Госуслуги. Это еще более упростит работу в системе, так как практически вся информация о гражданах уже есть на Госуслугах. Необходимые сведения будут просто подцепляться из портала.
И самым полезным решением было ввести автоматизацию начисления пенсий и пособий гражданам в соответствии с имеющимися данными по медико-социальной экспертизе и сведениями о трудовой деятельности.
Когда заработает ЕИЦ
Заработает Единая централизованная цифровая платформа (ЕИЦ) с 1 января 2024 года. Это закреплено в Федеральном законе № 293-ФЗ от 10.07.2023. А до этого момента у граждан есть время проверить, какие сведения о них есть на Госуслугах. При необходимости, их нужно откорректировать или дополнить.
Система будет хранить все данные о получателях социальных выплат и льгот. Также будут доступны сведения о реабилитации инвалидов и о несовершеннолетних.
Оператором платформы будет Социальный фонд России.
Функционал платформы
Вместо того, чтобы пространно говорить, что платформа будет отвечать за многие выплаты и пособия, лучше расскажем конкретно.
ЕИЦ будет обеспечивать:
- контроль за обеспечением гарантированных мер поддержки и защиты;
- процессы назначения и предоставления этих мер поддержки;
- предоставление информации о причинах, условиях и способах предоставления мер поддержки и защиты;
- предоставление информации об организациях, которые реализуют меры поддержки;
- ведение классификатора мер социальной поддержки, перечня получателей и иных справочников;
- ведение персонифицированного учета по Федеральному закону № 27-ФЗ от 01.04.1996;
- ведение единого реестра субъектов пенсионного и социального страхования;
- выявление нуждающихся в получении мер поддержки;
- автоматизацию проведения МСЭ, учета мероприятий по реабилитации и абилитации инвалидов;
- обработку и хранение данных о гражданах, которые нуждаются в социальной поддержке;
- формирование базы данных граждан, которые являются законными представителями инвалидов и нуждающихся в представителе.
Также в системе будут отражены сведения о доходах граждан:
- которые облагаются НДФЛ;
- самозанятых;
- полученных от предпринимательской деятельности.
Эти сведения будут помогать выяснить, есть ли у гражданина право на получение социальной помощи или мер поддержки.
К этим данным будут подключаться и сведения о наличии движимого и недвижимого имущества, о транспортных средствах, принадлежащих гражданам.
То есть фактически мы все будем находиться под одним большим колпаком. И все сведения о нашей жизни будут теперь находиться в одном месте.
Что еще даст платформа
Из-за того, что сейчас всеми выплатами и социальной поддержкой занимается только Социальный фонд России, в его работе начинают накапливаться много ошибок. Многие граждане остаются в неведении, что им полагаются какие-то дополнительные выплаты и пособия. А малообеспеченные семьи остаются без дополнительной материальной поддержки из-за того, что либо не все документы собраны, либо сотрудники где-то ошиблись в подсчетах.
Внедрение ЕИЦ уберет человеческий фактор и снизит количество ошибок. Так как все данные о трудовой деятельности, о материальном состоянии и доходах семьи будут в одном месте, то и система сразу будет подсчитывать, требуется ли дополнительная материальная помощь или компенсация гражданам.
Правда, чтобы узнать, относитесь ли вы к льготной категории, все равно придется подать заявление. В этом плане система не будет все решать за гражданина. Подать заявление и запросить право на льготу можно будет в МФЦ или через Госуслуги.
Власти регионов также вносят свои дополнительные категории, которые имеют право на пособия. Они также вносятся в систему. То есть при рассмотрении заявления конкретного человека будут учитываться и место и его проживания, и требования, которые установлены властями региона, и соответствие этим требованиям. В идеале.
Сейчас платформа пока дорабатывается и тестируется. Но в январе 2024 года она будет запущена, если не произойдет никаких непредвиденных обстоятельств и если на нас не упадет метеорит.
Один нюанс, который касается ветеранов боевых действий и военных пенсионеров: их данных в системе не будет. Причина отсутствия — в риске предоставления персональных данных таких граждан, да и соблюдение государственной тайны.
Связь с Госуслугами
Решение интегрировать платформу с Госуслугами пришло в январе 2022 года. До этого планировалась совместная работа с Пенсионным фондом. Но портал Госуслуги оказался более привлекательной платформой, так как он облегчал взаимодействие госорганов с гражданами. С его помощью можно обратиться за услугой удобным способом. Плюсом стала возможность сохранения истории обращений и уведомлений.
Еще одним аргументом в пользу портала было наличие в нем большинства личных данных по каждому зарегистрированному человеку.
После того, как взаимную работу систем отладят, предоставление льгот, пенсий и пособий упростится. И, по данным правительства, уже через 3 года 80% граждан смогут получать социальную поддержку без каких-либо заявлений и сборов многочисленных справок, то есть проактивно. Выплату некоторых пособий начинают назначать в автоматическом режиме уже сейчас. И это первый шаг к автоматизации всего процесса.
Как будет работать система
Самое интересное — на сладкое. Как же будет работать вся эта карусель?
Давайте сразу на примере. Допустим, у нас многодетная семья с маленьким ребенком. Ходить по всем инстанциям и ведомствам, доказывая, сколько уже есть детей, неудобно. Малыш не дает спокойно заняться делами, плачет и требует внимания. В итоге женщина заходит на Госуслуги, переходит на платформу ЕИЦ и заполняет там заявление на назначение единого пособия на детей. Все. На этом ее работа закончена.
Далее система собирает из всех инстанций, к которым есть доступ, сведения:
- о количестве и возрасте детей;
- о доходах;
- о состоянии и размере жилплощади;
- о наличии имущества;
- о месте регистрации родителей и детей;
- о составе семьи.
Ну и другие документы, которые требуются для назначения пособия. Потом все это оценивается и выносится решение: какое пособие назначить, в каком размере.
Решение поступает в личный кабинет на Госуслугах. Ну а дальше действуем в зависимости от решения. При положительном ответе указывается карта для перечислений денег, либо удобный способ их получения. При отрицательном — узнаем причины отказа и дальше уже собираем справки самостоятельно. Бывает, что каких-то документов нет в системе, поэтому желательно проверять на Госуслугах, все ли сведения в наличии, не потерялось ли что.
Поэтому до 1 января 2024 года есть еще время, чтобы проверить, все ли ваши данные есть на Госуслугах. Если нет — дополнить их. Это облегчит получение пособий и пенсий, когда они понадобятся.
Может пригодиться: