Понимающий руководитель, который отлично разбирается в отрасли — большая удача для команды. Но и этого не всегда хватает, чтобы добиться поставленных целей. Рассказываем, какими компетенциями должен обладать руководитель в 2023 году.
Год Эльбы в подарок всем ИП младше 3 месяцев
Получить подарок
Какие бывают компетенции руководителя
Универсального списка нужных руководителю навыков не существует. Набор зависит от контекста и среды обитания специалиста. Скиллы директора небольшой фирмы со штатом 50 человек отличаются от требований к руководителю «Газпрома». А военный начальник вряд ли справится с управлением коммерческой организацией.
Навыки делят на две группы, из которых выделяют универсальные — те, без которых руководителю сложно добиться успеха в любой отрасли.
Профессиональные
Профессиональные качества — это компетенции в отрасли компании. Умение решать операционные задачи, исправлять ошибки, организовывать бизнес-процессы и т.п. То, что директор получил в вузе, на практике и при повышении квалификации.
Например, руководитель отдела продаж должен знать принципы формирования скриптов, правила ведения переговоров и заключения сделок. Без этих знаний он не сможет оценивать профессионализм сотрудников и организовывать работу подразделения.
Личные
Личные качества — то, что заложено природой. Умение выстраивать коммуникации, позитивный настрой, способность вести людей за собой и т.п. И эти навыки тоже можно прокачивать.
Например, при страхе или неуверенности в общении с людьми могут помочь занятия ораторским искусством». Также с эмпатией: прислушивайтесь к людям, вникайте в их проблемы и учитывайте переживания.
Какие компетенции прокачивать
Есть целые исследования на эту тему. Например, Ю. Итти и С. Зайцева разработали пирамиду управленческих навыков. А подразделение Google Oxygen на основе опросов сотрудников вывело 10 главных навыков руководителя.
На основе многочисленных работ можно сделать вывод о базовых скиллах, которые прокачивают в первую очередь. Дальше углубляются в отрасль, учитывают потребности среды и современные тенденции.
Лидерство
Лидерство — это способность воодушевлять людей, вести за собой коллектив и вдохновлять на новые успехи. Это абстрактная характеристика, которая включает в себя:
- ораторский скилл;
- мотивирование;
- умение доносить картину будущего;
- способность объединять людей вокруг одной цели;
- и т.д.
Лидер — амбициозный человек, который всегда повышает профессионализм и не боится трудностей. Он становится примером для подражания — сотрудники тянутся за ним, готовы выполнять задачи даже в ущерб личным интересам.
Как прокачать. Чтобы стать лидером, учитесь:
- видеть и ставить долгосрочные цели;
- быстро и точно принимать решения;
- рисковать, но с «холодной» головой;
- вдохновлять людей;
- постоянно узнавать что-то новое;
- не зависеть от чужого мнения;
- регулярно работать над здоровьем.
Что прочитать:
- «Справочник лидера. 90 навыков для роста и развития», Джо Оуэн.
- «Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта», Дэниел Гоулман.
- «4 правила успешного лидера», Стивен Кови.
- «Привычки лидера. Самые важные навыки за несколько минут в день», Мартин Ланик.
- «21 неопровержимый закон лидерства», Джон Максвелл.
Организация времени
Продуктивность рождается из выстроенной системы организации времени. Тот, кто силен в ТМ, выполняет больше остальных.
Но хорошему руководителю недостаточно уметь организовывать собственное время, он должен помогать в этом команде. Распределять задачи по умениям, устанавливать реальные дедлайны и давать ценные советы по повышению продуктивности.
Как прокачать. Чтобы эффективно организовывать время, учитесь:
- самоорганизации;
- наводить порядок в рабочей среде;
- расставлять приоритеты;
- ставить кратко-, средне- и долгосрочные цели;
- избавляться от «похитителей» времени и отвлекающих факторов;
- делегировать.
Что прочитать:
- «Прокрастинация. Первая помощь», Таня ван Эссен, Хенри Шувенбург.
- «Как привести дела в порядок. Искусство продуктивности без стресса», Дэвид Аллен.
- «Жёсткий тайм-менеджмент. Возьмите свою жизнь под контроль», Дэн Кеннеди.
- «Визуализируйте работу. Как выявить расхитителей времени и оптимизировать процессы», Доминика Деграндис.
- «Делай меньше. Как избавиться от желания всё успеть», Фергус О’Коннел.
Эльба подготовила полезную серию статей про тайм-менеджмент. Начните с начала и дойдите до конца, чтобы общаться с временем на «ты».
Стратегическое мышление
Стратегическое мышление — это способность анализировать данные, интерпретировать результаты и принимать решения, которые принесут пользу в долгосрочной перспективе.
Руководитель принимает во внимание все возможные факторы и на их основе выстраивает собственную систему работы. Он не боится ошибаться, признаёт недоработки и вносит изменения, чтобы становиться лучше. Смотрит на вещи под разным углом и находит нестандартные способы решения привычных проблем.
Как прокачать. Чтобы стать стратегом, учитесь:
- наблюдать и выявлять тенденции;
- задавать себе сложные вопросы: например, где я вижу себя через год, какой будет компания через пять лет и т.п.;
- выделять время для размышлений;
- менять планы в процессе деятельности;
- быть непредвзятым;
- уделять себе внимание: заниматься хобби, отдыхать и путешествовать;
- позитивному настрою;
- находить возможности и решения в любых ситуациях;
- находить полезные контакты во всех отраслях;
- регулярно играть в настольные и стратегические компьютерные игры.
Что прочитать:
- «Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию», Роберт Каплан и Дейвид Нортон.
- «Люди, которые играют в игры», Эрик Бёрн.
- «Игра на победу. Как стратегия работает на самом деле», Роджер Мартин.
- «Игры с разумом. Принципы оптимального мышления для бизнеса, карьеры и личной жизни», Альберт Сафин.
- «Хитрый, как лис, ловкий, как тигр. 36 китайских стратагем, которые научат выходить победителем из любой ситуации», Анна Марчук.
Построение эффективных бизнес-процессов
Одна из главных проблем руководителей — сваливание в микроменеджмент, когда директор занимается мелкими делами или «стоит над душой» коллег и постоянно влезает в их работу, создавая дополнительное напряжение. В реальности нужно собрать команду и выстроить процессы так, чтобы наблюдать за картиной в целом.
Хороший руководитель даёт подчиненным свободу и фокусируется на результате. Он вмешивается в процессы, когда не удаётся достичь целевых показателей. Вносит изменения, корректирует распределение задач и повторяет итерацию. Компания должна быть единым механизмом, а директор — его наладчиком.
Как прокачать. Чтобы выстраивать эффективные бизнес-процессы, учитесь:
- анализировать сотрудников, чтобы понимать их сильные и слабые стороны;
- распределять нагрузку между работниками в соответствии с их компетенциями;
- мотивировать команду достигать поставленных целей;
- коммуницировать с людьми из разных отделов;
- искать недостатки существующих систем и исправлять ошибки;
- измерять результаты.
Что прочитать:
- «Свод знаний по управлению бизнес-процессами», BPM CBOK 3.0.
- «Менеджмент по Суворову», Вячеслав Летуновский.
- «Бизнес-процессы. Моделирование, внедрение, управление», Владимир Репин.
- «Управление бизнес-процессами. Практическое руководство по реализации проектов», Джон Джестон и Йохан Нелис.
- «Учитесь видеть бизнес-процессы. Построение карт потоков создания ценности», Майк Ротер и Джон Шук.
Сосредоточенность на команде
Лидерство, управление командой — это не только про достижение результатов. Сегодня финансовые условия реже ставят во главе выбора места работы. Специалисты хотят трудиться в среде, в которой они смогут приносить пользу и развивать профессионализм.
Руководителю следует отвлекаться от организационных вопросов и фокусироваться на команде. Помогать коллегам разрешать сложности и прокачивать навыки. В конфликтных ситуациях нельзя переходить на личность: все коммуникации — строго в рамках деловой среды.
Как прокачать. Чтобы обеспечить рост команды:
- выделяйте средства на повышение квалификации сотрудников;
- составляйте индивидуальный план развития специалистов;
- хвалите работников за успехи;
- помогайте разрешать внутренние конфликты;
- общайтесь с персоналом и узнавайте, какие качества они хотят развивать;
- доверяйте сотрудникам, поручайте всё более важные задачи;
- делитесь мнением, как лучше выполнять те или иные задачи.
Что прочитать:
- «Талантливые сотрудники», Джеффри Лайкер и Дэвид Майер.
- «Ценный кадр. Как построить эффективную систему обучения в компании», Константин Мальцев.
- «ГЕН команды. Как построить успешный бизнес со своими сотрудниками», Владимир Моженков.
- «Коучинг и наставничество», Эрик Парслоу и Мелвилл Лидхем.
- «Пора проснуться. Эффективные методы раскрытия потенциала сотрудников», Джоан Голдсмит и Кеннет Клок.
Делегирование
Делегирование — это способ поручать задачи коллегам. Навык, который необходим в построении бизнес-процессов. Однако, всё не так просто, как кажется на первый взгляд.
Недостаточно просто попросить работника подготовить отчёт или проанализировать результаты рекламной кампании.
Хороший руководитель умеет доносить мысли и проверять, что специалист правильно понял поручение. В противном случае неизбежен микроменеджмент, который сокращает эффективность директора до нуля.
Учитесь анализировать навыки специалистов и выявлять их сильные стороны. На основе этого делегируйте и перераспределяйте задачи. Для этого хорошо подходят беседы о компетентности и тестирование на практике.
Как прокачать. Чтобы эффективно делегировать задачи:
- учитесь анализировать навыки сотрудников и выявлять их сильные стороны;
- анализируйте загруженность работников;
- объясняйте задачи понятным языком;
- спрашивайте, как сотрудник понял поручение — если есть ошибки, объясняйте повторно;
- ставьте чёткие, но реалистичные дедлайны;
- предлагайте помощь, если специалист с чем-то не справляется;
- объективно оценивайте результаты и хвалите сотрудников за успехи.
Что прочитать:
- «Делегирование и управление», Брайан Трейси.
- «Успех чужими руками. Эффективное делегирование полномочий», Мария Урбан.
- «Реальные полномочия. Самостоятельность сотрудников как ключ к успеху», Джон Шоул.
- «Вместе быстрее. 12 принципов командной эффективности», Лора Стэк.
- «Делегирование полномочий», Кейт Кинан.
Ответственность
Сильный руководитель отвечает и за хороший, и за плохой результат. Он создаёт в команде атмосферу взаимной ответственности: сотрудники понимают, что причастны к успехам и неудачам.
Руководитель не отпирается от ошибок и извиняется перед коллегами, если оказался не прав. Никогда не ставит себя на первые места, если объективно приложил минимум усилий для достижения успеха. Но главное — он остаётся честным с коллегами и ценит их личное время.
Как прокачать. Чтобы стать ответственным:
- учитесь признавать свои ошибки;
- проводите границы ответственности и будьте объективны в оценке ситуаций;
- вводите в работу личные правила и держитесь в рамках;
- делитесь планами с близкими, чтобы было меньше возможностей для отступления;
- не бойтесь извиняться за ошибки.
Что прочитать:
- «Бояться, но делать. Руководство по управлению страхом от спецназовца», Брэндон Уэбб.
- «Открытое мышление. Как выйти за пределы своей точки зрения», Институт Арбингера.
- «Эмоциональная смелость. Как брать ответственность на себя, не бояться сложных разговоров и вдохновлять других», Питер Брегман.
- «Парадокс Шимпанзе. Как управлять эмоциями для достижения своих целей», Стив Питерс.
- «Почему мы ошибаемся?», Джозеф Халлинан.
Хороший руководитель — это не столько про статус и признание, сколько про регулярную работу над собой. Мир меняется, а вслед за ним и требования к директору. Хотите получить признание и построить успешный бизнес? Работайте над собой и никогда не прекращайте развитие профессионализма.
Эльба — это онлайн-бухгалтерия. Сервис помогает предпринимателям на УСН и патенте вовремя сдавать отчётность и считать налоги без ошибок.
Попробовать бесплатно