Найти тему

Компетенции руководителя: список, виды, какие прокачать

Оглавление

Понимающий руководитель, который отлично разбирается в отрасли — большая удача для команды. Но и этого не всегда хватает, чтобы добиться поставленных целей. Рассказываем, какими компетенциями должен обладать руководитель в 2023 году.

Год Эльбы в подарок всем ИП младше 3 месяцев
Получить подарок

Какие бывают компетенции руководителя

Универсального списка нужных руководителю навыков не существует. Набор зависит от контекста и среды обитания специалиста. Скиллы директора небольшой фирмы со штатом 50 человек отличаются от требований к руководителю «Газпрома». А военный начальник вряд ли справится с управлением коммерческой организацией.

Навыки делят на две группы, из которых выделяют универсальные — те, без которых руководителю сложно добиться успеха в любой отрасли.

Профессиональные

Профессиональные качества — это компетенции в отрасли компании. Умение решать операционные задачи, исправлять ошибки, организовывать бизнес-процессы и т.п. То, что директор получил в вузе, на практике и при повышении квалификации.

Например, руководитель отдела продаж должен знать принципы формирования скриптов, правила ведения переговоров и заключения сделок. Без этих знаний он не сможет оценивать профессионализм сотрудников и организовывать работу подразделения.

Личные

Личные качества — то, что заложено природой. Умение выстраивать коммуникации, позитивный настрой, способность вести людей за собой и т.п. И эти навыки тоже можно прокачивать.

Например, при страхе или неуверенности в общении с людьми могут помочь занятия ораторским искусством». Также с эмпатией: прислушивайтесь к людям, вникайте в их проблемы и учитывайте переживания.

Какие компетенции прокачивать

Есть целые исследования на эту тему. Например, Ю. Итти и С. Зайцева разработали пирамиду управленческих навыков. А подразделение Google Oxygen на основе опросов сотрудников вывело 10 главных навыков руководителя.

На основе многочисленных работ можно сделать вывод о базовых скиллах, которые прокачивают в первую очередь. Дальше углубляются в отрасль, учитывают потребности среды и современные тенденции.

Лидерство

Лидерство — это способность воодушевлять людей, вести за собой коллектив и вдохновлять на новые успехи. Это абстрактная характеристика, которая включает в себя:

  • ораторский скилл;
  • мотивирование;
  • умение доносить картину будущего;
  • способность объединять людей вокруг одной цели;
  • и т.д.

Лидер — амбициозный человек, который всегда повышает профессионализм и не боится трудностей. Он становится примером для подражания — сотрудники тянутся за ним, готовы выполнять задачи даже в ущерб личным интересам.

Как прокачать. Чтобы стать лидером, учитесь:

  • видеть и ставить долгосрочные цели;
  • быстро и точно принимать решения;
  • рисковать, но с «холодной» головой;
  • вдохновлять людей;
  • постоянно узнавать что-то новое;
  • не зависеть от чужого мнения;
  • регулярно работать над здоровьем.

Что прочитать:

  • «Справочник лидера. 90 навыков для роста и развития», Джо Оуэн.
  • «Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта», Дэниел Гоулман.
  • «4 правила успешного лидера», Стивен Кови.
  • «Привычки лидера. Самые важные навыки за несколько минут в день», Мартин Ланик.
  • «21 неопровержимый закон лидерства», Джон Максвелл.

Организация времени

Продуктивность рождается из выстроенной системы организации времени. Тот, кто силен в ТМ, выполняет больше остальных.

Но хорошему руководителю недостаточно уметь организовывать собственное время, он должен помогать в этом команде. Распределять задачи по умениям, устанавливать реальные дедлайны и давать ценные советы по повышению продуктивности.

Как прокачать. Чтобы эффективно организовывать время, учитесь:

  • самоорганизации;
  • наводить порядок в рабочей среде;
  • расставлять приоритеты;
  • ставить кратко-, средне- и долгосрочные цели;
  • избавляться от «похитителей» времени и отвлекающих факторов;
  • делегировать.

Что прочитать:

  • «Прокрастинация. Первая помощь», Таня ван Эссен, Хенри Шувенбург.
  • «Как привести дела в порядок. Искусство продуктивности без стресса», Дэвид Аллен.
  • «Жёсткий тайм-менеджмент. Возьмите свою жизнь под контроль», Дэн Кеннеди.
  • «Визуализируйте работу. Как выявить расхитителей времени и оптимизировать процессы», Доминика Деграндис.
  • «Делай меньше. Как избавиться от желания всё успеть», Фергус О’Коннел.

Эльба подготовила полезную серию статей про тайм-менеджмент. Начните с начала и дойдите до конца, чтобы общаться с временем на «ты».

Стратегическое мышление

Стратегическое мышление — это способность анализировать данные, интерпретировать результаты и принимать решения, которые принесут пользу в долгосрочной перспективе.

Руководитель принимает во внимание все возможные факторы и на их основе выстраивает собственную систему работы. Он не боится ошибаться, признаёт недоработки и вносит изменения, чтобы становиться лучше. Смотрит на вещи под разным углом и находит нестандартные способы решения привычных проблем.

Как прокачать. Чтобы стать стратегом, учитесь:

  • наблюдать и выявлять тенденции;
  • задавать себе сложные вопросы: например, где я вижу себя через год, какой будет компания через пять лет и т.п.;
  • выделять время для размышлений;
  • менять планы в процессе деятельности;
  • быть непредвзятым;
  • уделять себе внимание: заниматься хобби, отдыхать и путешествовать;
  • позитивному настрою;
  • находить возможности и решения в любых ситуациях;
  • находить полезные контакты во всех отраслях;
  • регулярно играть в настольные и стратегические компьютерные игры.

Что прочитать:

  • «Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию», Роберт Каплан и Дейвид Нортон.
  • «Люди, которые играют в игры», Эрик Бёрн.
  • «Игра на победу. Как стратегия работает на самом деле», Роджер Мартин.
  • «Игры с разумом. Принципы оптимального мышления для бизнеса, карьеры и личной жизни», Альберт Сафин.
  • «Хитрый, как лис, ловкий, как тигр. 36 китайских стратагем, которые научат выходить победителем из любой ситуации», Анна Марчук.

Построение эффективных бизнес-процессов

Одна из главных проблем руководителей — сваливание в микроменеджмент, когда директор занимается мелкими делами или «стоит над душой» коллег и постоянно влезает в их работу, создавая дополнительное напряжение. В реальности нужно собрать команду и выстроить процессы так, чтобы наблюдать за картиной в целом.

Хороший руководитель даёт подчиненным свободу и фокусируется на результате. Он вмешивается в процессы, когда не удаётся достичь целевых показателей. Вносит изменения, корректирует распределение задач и повторяет итерацию. Компания должна быть единым механизмом, а директор — его наладчиком.

Как прокачать. Чтобы выстраивать эффективные бизнес-процессы, учитесь:

  • анализировать сотрудников, чтобы понимать их сильные и слабые стороны;
  • распределять нагрузку между работниками в соответствии с их компетенциями;
  • мотивировать команду достигать поставленных целей;
  • коммуницировать с людьми из разных отделов;
  • искать недостатки существующих систем и исправлять ошибки;
  • измерять результаты.

Что прочитать:

  • «Свод знаний по управлению бизнес-процессами», BPM CBOK 3.0.
  • «Менеджмент по Суворову», Вячеслав Летуновский.
  • «Бизнес-процессы. Моделирование, внедрение, управление», Владимир Репин.
  • «Управление бизнес-процессами. Практическое руководство по реализации проектов», Джон Джестон и Йохан Нелис.
  • «Учитесь видеть бизнес-процессы. Построение карт потоков создания ценности», Майк Ротер и Джон Шук.

Сосредоточенность на команде

Лидерство, управление командой — это не только про достижение результатов. Сегодня финансовые условия реже ставят во главе выбора места работы. Специалисты хотят трудиться в среде, в которой они смогут приносить пользу и развивать профессионализм.

Руководителю следует отвлекаться от организационных вопросов и фокусироваться на команде. Помогать коллегам разрешать сложности и прокачивать навыки. В конфликтных ситуациях нельзя переходить на личность: все коммуникации — строго в рамках деловой среды.

Как прокачать. Чтобы обеспечить рост команды:

  • выделяйте средства на повышение квалификации сотрудников;
  • составляйте индивидуальный план развития специалистов;
  • хвалите работников за успехи;
  • помогайте разрешать внутренние конфликты;
  • общайтесь с персоналом и узнавайте, какие качества они хотят развивать;
  • доверяйте сотрудникам, поручайте всё более важные задачи;
  • делитесь мнением, как лучше выполнять те или иные задачи.

Что прочитать:

  • «Талантливые сотрудники», Джеффри Лайкер и Дэвид Майер.
  • «Ценный кадр. Как построить эффективную систему обучения в компании», Константин Мальцев.
  • «ГЕН команды. Как построить успешный бизнес со своими сотрудниками», Владимир Моженков.
  • «Коучинг и наставничество», Эрик Парслоу и Мелвилл Лидхем.
  • «Пора проснуться. Эффективные методы раскрытия потенциала сотрудников», Джоан Голдсмит и Кеннет Клок.

Делегирование

Делегирование — это способ поручать задачи коллегам. Навык, который необходим в построении бизнес-процессов. Однако, всё не так просто, как кажется на первый взгляд.

Недостаточно просто попросить работника подготовить отчёт или проанализировать результаты рекламной кампании.

Хороший руководитель умеет доносить мысли и проверять, что специалист правильно понял поручение. В противном случае неизбежен микроменеджмент, который сокращает эффективность директора до нуля.

Учитесь анализировать навыки специалистов и выявлять их сильные стороны. На основе этого делегируйте и перераспределяйте задачи. Для этого хорошо подходят беседы о компетентности и тестирование на практике.

Как прокачать. Чтобы эффективно делегировать задачи:

  • учитесь анализировать навыки сотрудников и выявлять их сильные стороны;
  • анализируйте загруженность работников;
  • объясняйте задачи понятным языком;
  • спрашивайте, как сотрудник понял поручение — если есть ошибки, объясняйте повторно;
  • ставьте чёткие, но реалистичные дедлайны;
  • предлагайте помощь, если специалист с чем-то не справляется;
  • объективно оценивайте результаты и хвалите сотрудников за успехи.

Что прочитать:

  • «Делегирование и управление», Брайан Трейси.
  • «Успех чужими руками. Эффективное делегирование полномочий», Мария Урбан.
  • «Реальные полномочия. Самостоятельность сотрудников как ключ к успеху», Джон Шоул.
  • «Вместе быстрее. 12 принципов командной эффективности», Лора Стэк.
  • «Делегирование полномочий», Кейт Кинан.

Ответственность

Сильный руководитель отвечает и за хороший, и за плохой результат. Он создаёт в команде атмосферу взаимной ответственности: сотрудники понимают, что причастны к успехам и неудачам.

Руководитель не отпирается от ошибок и извиняется перед коллегами, если оказался не прав. Никогда не ставит себя на первые места, если объективно приложил минимум усилий для достижения успеха. Но главное — он остаётся честным с коллегами и ценит их личное время.

Как прокачать. Чтобы стать ответственным:

  • учитесь признавать свои ошибки;
  • проводите границы ответственности и будьте объективны в оценке ситуаций;
  • вводите в работу личные правила и держитесь в рамках;
  • делитесь планами с близкими, чтобы было меньше возможностей для отступления;
  • не бойтесь извиняться за ошибки.

Что прочитать:

  • «Бояться, но делать. Руководство по управлению страхом от спецназовца», Брэндон Уэбб.
  • «Открытое мышление. Как выйти за пределы своей точки зрения», Институт Арбингера.
  • «Эмоциональная смелость. Как брать ответственность на себя, не бояться сложных разговоров и вдохновлять других», Питер Брегман.
  • «Парадокс Шимпанзе. Как управлять эмоциями для достижения своих целей», Стив Питерс.
  • «Почему мы ошибаемся?», Джозеф Халлинан.

Хороший руководитель — это не столько про статус и признание, сколько про регулярную работу над собой. Мир меняется, а вслед за ним и требования к директору. Хотите получить признание и построить успешный бизнес? Работайте над собой и никогда не прекращайте развитие профессионализма.

Эльба — это онлайн-бухгалтерия. Сервис помогает предпринимателям на УСН и патенте вовремя сдавать отчётность и считать налоги без ошибок.
Попробовать бесплатно