("Пристрели их", Shoot 'Em Up, 2007, США)
Неправильно думает тот, кто уверен, будто снять кинотрэш легко - дескать, надо лишь сморщить лицо посерьезнее и начать с ним валять перед камерой откровенного дурака.
Ну да, у кого-то это и впрямь получается, порой даже независимо от их желания. Однако истинный трэшмейкер всё-таки подходит к своей работе более осознанно и педантично, отчего и ее результат фиксирует потом история на своих скрижалях. Так, как это сделал однажды режиссер/сценарист Майкл Дэвис со своим "Пристрели их", ставшим в итоге одним из витринных боевиков 2000-х, наряду с "Заложницей", "Адреналином", "Из Парижа с любовью" и др..
Также "Пристрели их" еще один красноречивый пример того, как, облажавшись по полной в кинотеатрах, - фильм даже свой 39 млн. $ бюджет не отбил, - можно потом грамотно атаковать зрителя "с фланга". То бишь выйти на видео и стать наконец-то народным любимцем. Или по крайней мере любимцем того "честн́ого народа", кто неравнодушен к боевикам старой школы и к художественному трэшу. А также считает себя поклонником Клайва Оуэна и Моники Беллуччи, которые наконец-то позволили себе отвлечься от серьезного ролетворчества. И расхулиганились на экране почти как в молодости, даром что оба в ту пору были уже авторитетными солидными актерами.
То, что Майкл Дэвис подходил к работе над "Пристрели их" не с фломастером и тетрадным листком, а с "толстым", дотошно расписанным планом, можно догадаться, и не заглядывая в его мемуары. Ведь картина только с виду выглядит безумным трэш-балаганом, тогда как каждая ее сцена - четко срежиссированная, отточенная боевая хореография. Точь-в-точь, как у экшен-патриарха Джона Ву, тем более Дэвис и не скрывает, что "подрезал" сценарную идею "Меткий стрелок-акробат спасает младенца от злодеев" в "Круто сваренных". Разве что в них герой Чоу Юнь-Фата постоянно грыз зубочистку, а здешний крутыш-пистолеро (К. Оуэн) на такие мелочи не разменивается. И потому грызёт гораздо более крупные, а также полезные для здоровья предметы.
Итак, знакомьтесь - его зовут Смит и он... морковкоголик!
Серьёзно: как выпадает свободная минутка, он достает из кармана морковку, чей стратегический запас всегда носит с собой, как курильщик сигареты, и аппетитно хрумкает ее на глазах у всех. А если эти "все" вдруг покушаются на его жизнь, он может взять свой любимый овощ и понаделать им в противниках много-много смертоносных дырок. Отчего жаль, что нам не уточнили, какую именно морковь поедал Смит - было бы любопытно узнать, что это за сорт такой, который шутя пробивает человеческий череп, словно молот-чекан.
Вот и в этот угрюмый вечерок столь же угрюмый Смит сидел на автобусной остановке, никому не мешал и тихонько "морковничал" себе в удовольствие. Однако после того, как мимо него с криками пробежала сначала беременная женщина, а следом за ней громила с пистолетом, смитов вечер сразу "перестал быть томным".
Хотя, конечно, он мог бы и не вмешиваться в чужие разборки, но вы же понимаете: зачем тогда вообще снимать боевики, если их герои будут просто топтаться в сторонке, никуда не вмешиваясь?
"Непорядок", - подумал Смит, проводив взглядом скрывшуюся за углом, отнюдь не романтическую парочку. И пошел вмешиваться. А поскольку другого оружия кроме "высокоуглеродистой" морковки у него на начало фильма в руках не было, пришлось пустить в ход её. Сразу, как он удостоверился, что громила и впрямь намерен прикончить беременную, и что это у них вовсе не странные игры такие.
Вот только на громкий треск пробитого морковкой, вражеского черепа тотчас откуда ни возьмись другие злодеи набежали. И, конечно, Смит мог бы шутя "заморковить" и их, но режиссер Дэвис решил, что такой градус трэшака зритель уже не поймет-с. Поэтому оставил пока остроконечный овощ в покое и вложил в руки своего героя трофейные пистолеты. Тем паче с ними Смит управлялся не менее виртуозно, чем с морковью, разве что всё же не грыз их, хотя в принципе мог бы - что с него, блаженного, взять?
Увы, но спасаемая Смитом жертва это перестрельное мероприятие, как и враги, тоже не пережила. Зато оставила своего "спасителя" со здоровым орущим младенчиком на руках. И, естественно, в полной растерянности, что ему со столь внезапным "подарком" делать. Тем более, что кормить мелкого крикуна Смиту было нечем, а морковку тот по причине своей пока еще беззубости не жаловал.
Впрочем, гораздо более неприятным сюрпризом стало то, что за младенцем, как и за его ныне покойной матерью, тоже охотилась целая банда головорезов. Вернее, та же самая банда, только пока недобитая Смитом, во главе с мерзким коротышкой очкасто-интеллигентной наружности (Пол Джаматти). И потому, как образцово-показательный герой боевика, Смит решил денёк-другой поохранять своего подопечного. Благо теперь у него в карманах было полно не только моркови, но и патронов, а злодеи так и не поумнели, продолжая самоликвидироваться о Смита с упорством истинных камикадзе...
***
В общем, отличный фильм-троллинг тех зрителей, кому не посчастливилось страдать тотальной нехваткой чувства юмора. Так что, если "адреналино"образные боевики вызывают у вас нервный тик и неконтролируемое матоизвержение, не приближайтесь к "Пристрели их" даже на пушечный выстрел. Ну или на пистолетный, с учетом специфики местного сюжета.
Всем же прочим зрителям, кто не прочь побаловать себя реактивно-сокрушительным, как носорог на бобслейной трассе, экшен-трэшем - как говорится, милости просят! Ибо здесь есть абсолютно всё, что вы любите: и огнестрельная акробатика, и чернющий юмор, и рок-н-ролл (в саундтреке грохочут сами Motorhead - во как!), и, главное, актеры повышенной харизматичности, которые перед вами весь этот художественный бедлам и разыграют.
Классика жанра и чистый, искренний боевиковый кайф, что тут еще добавить?
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):