Грамотные родители, когда понимают (или им явно говорят), что с ребенком что-то не так, стараются начать коррекционно-абилитационные занятия как можно раньше. Это правильное решение. Так существенно повышается конечный шанс на заметную компенсацию. У ответственных родителей дети приходят в среднем в два года, так как они уже самостоятельны в передвижении и овладели телом в достаточной мере. Как выстроить занятие с 2х-леткой?
Вот несколько общих идей. Вам придется сделать упор на мелкомоторной и крупномоторной деятельности. Мелкомоторная будет акцентироваться на манипулировании объектами на основании функций самих объектов: ловить рыбок на магнитную удочку; переливать воду в ёмкость; наклеивать наклейки; рисовать пальцами; нанизывать кольца пирамидки; извлечь звук из инструмента и так далее. Всё сугубо наглядно-действенное.
Крупномоторная деятельность с большой вероятностью будет построена так, чтобы среда навязывала ученику способ движения: туннель для ползания; полоса препятствий; сетка, сквозь которую надо пролезть; горка или склон; качели\гамак; узкие поверхности для перемещения боком; фитболы; канаты; шведские стенки и тому подобное.
- В работе за столом приоритет на структуру, режим и общую организацию занятия. Вы не сможете у такого маленького ребенка, да ещё и с серьезным подозрением на дизонтогенез, по-настоящему тренировать академические навыки. Поэтому основной прицел на структуру: посадка за стол и выход на перемену; упорядоченность работы с материалами (нельзя на столе создавать хаос, хватать что попало, уметь доделать работу и тд); работа с подкреплениями (уметь принимать их небольшими порциями, отдавать по просьбе или условному сигналу); введение жетонной системы и расписания (отдельная большая тема); введение альтернативной коммуникации (преимущественно речь про ПЕКС); присутствие в учебном пространстве до конца занятия и выход\заход для физиологических нужд.
- Работать с прямыми подкреплениями. Пока не собран комплекс: ПЕКС + жетонная система, вы не сможете использовать опосредованное поощрение. Это даже и к лучшему. В начале нам нужна максимальная эффективность, простота и быстрота.
- Использовать очень простые речевые конструкции. Необходимо чётко понимать, что коррекционное занятие - не игра и даже не "развивайки". Вот аналогия: у массажиста нет задачи вас развлечь или быть каким-то особенным в коммуникации. У него первоочередная задача - изменить состояние вашего тела к лучшему. Так и тут - дело не в том, чтобы казаться, а чтобы поставленные задачи в итоге выполнялись.
- Очень внимательно отслеживать состояние ребенка. Особенно усталость. Вовремя выводите ученика на перемену или завершайте занятие.
- Компоновка уроков и упражнений. На каждые 3 хорошо знакомые задачи - 1а новая и\или сложная. Если ученик понимает концепции игры, то играми разбавляем ход работы. Заодно учим простой логике "делу время - потехе час".
- Если работаете над имитацией, то лучше начать с повторений с предметами. Дети раннего возраста плохо ориентируются в собственном теле, поэтому лучше не совмещать две задачи в одном уроке (освоение тела и имитация).
- Помнить про принцип "один навык-одна задача-один урок". Не стоит совмещать в упражнении несколько задач и навыков. Обычно, для правильной нарезки навыков и задач как раз таки и зовут кураторов\методистов.
- Отталкиваться от уже имеющихся навыков и планомерно усложнять эти навыки. Так вы легко войдете в рабочий процесс и не заметно от ученика нарастите уровень нагрузки. Здесь тоже требуется определенный педагогический опыт, поэтому для новичков можно этот принцип объяснить так: попробуйте придумать к имеющимся учебных материалам новые упражнения. Ребенок собирает пирамидку? Пусть попробует собрать 2 пирамидки за раз. Или пусть собирает обе одновременно. Пусть соберет все синие кольца на один штырь, а красные - на другое. И так далее.