Найти в Дзене

Урок «Правила класса»

Источник pixaboy.com
Источник pixaboy.com

Друзья, в преддверии нового учебного года хочется сделать подарок педагогам и родителям. Сейчас в сети много всяких сценариев урока по разработке правил класса. Платных и бесплатных. Я предлагаю свой. Пусть во всём этом многообразии сценариев будет ещё один.

Итак, урок по созданию правил класса может иметь следующие этапы:

1. Попросите учеников подумать, вспомнить сообщества, в которых они чувствуют себя максимально комфортно, безопасно, а главное, ощущают себя частью этого сообщества. Итак, три главных критерия: комфорт, безопасность, принадлежность. Можно эти три критерия записать на доске. Приведите примеры. Это могут быть любые места, которые они посещают: дом, спортивная секция, кружки, лагерь, клуб, церковь и тд.

2. Раздайте ученикам по 3-4 стикера.

3. На этих стикерах попросите их написать качества (характеристики) этих сообществ, которые создают эти ощущения комфорта, безопасности и принадлежности. Приведите примеры. Это могут быть такие характеристики:

У каждого есть голос

Я там чувствую, что то, что я говорю и думаю, имеет значение

Я там каждого знаю

Там все знают обо мне все и при этом принимают меня

Там очень понятные правила

Там никто не нарушает границ другого

Обратите внимание, здесь нет правильных ответов.

4. Сгруппируйте детей по 4-5 человека и проведите любой приём, в ходе которого они смогут поделиться каждый своими вариантами. Например, если вы владеете технологией Кооперативного обучения, подойдет технология Round Robin.

5. Дайте задание детям на категоризацию характеристик. Они должны объединить сходные по значению и договориться о названии, устраивающем всех.

6. Дайте задание детям выписать на плакат получившийся список. По опыту после группировки у них получится 5-10 характеристик. Как вариант, если список получается слишком длинным (более 10), можно провести приём на групповое принятие решения (Spend a Buck или Talking Chips). Это приёмы, направленные на аргументацию и последующее справедливое голосование.

7. Повесьте получившиеся плакаты на стенах класса. Если в классе 30 детей, в в группах было по 5 человек, то на стенах у вас будет висеть 6 плакатов.

8. Раздайте каждому ученику по 5-6 стикеров. Попросите их пойти по классу с этими стикерами и приклеить их около тех характеристик, которые им кажутся главными. Дайте достаточно времени, чтобы они могли вчитаться и подумать.

9. Выберите 6-7 характеристик, которые получили наибольшее количество голосов. Даже если у нескольких будет равное количество голосов, по опыту чаще всего всё равно около 6-7 выбиваются в лидеры, к тому же вы можете увидеть, что некоторые характеристики означают примерно одно и то же. Такие характеристики вы вместе с классом можете «схлопнуть» в одну формулировку.

10. Выпишите эти 6-7 характеристик на доску или плакат.

11. Покажите классу на примере одной характеристики, как перевести это в описание конкретных поведенческих моделей. Например, «Там никто не нарушает границ другого». Это может в моделях поведения означать, что:

Мы используем фразы «Можно...?», «Позволишь...?», «Ничего, если я...?» и другие

Когда кому-то не нравится то, как с ним взаимодействует, он говорит: «Мне не нравится», «Мне это неприятно», «Со мной не надо так»

При нежелательных физических контактах мы показываем СТОП-знак рукой

И так далее.

12. Раздайте каждой команде по одной характеристике. Дайте им задание по вашему примеру прописать поведенческие модели. Тут есть вариации. Если дети маленькие, вы можете сделать это вместе, вы можете перенести это на следующий урок.

В целом, включите гибкость, не воспринимайте этот алгоритм как догму. Если вы видите, что бы вы поменяли, напишите ваши идеи в комментариях.

И ещё. Помните, что правила — живой инструмент. Если что-то не работает, можно вместе возвращаться к этому разговору и менять их. Ну и главное, постоянно включайте правила в свою обратную связь детям, чтобы они понимали, когда отошли от правил, а когда, наоборот, как раз сделали то, что вы вместе записали в поведенческих моделях. И учите детей инструменту обратной связи, чтобы они давали её друг другу, в том числе по выполнению правил.

Удачи!