Найти в Дзене

Потеряй 10.000 рублей из-за отсутствия технического задания

Оглавление

Давай сразу к делу. Если ТЗ - ХЗ, то и результат превзойдет ваши ожидания.

Один из первых моментов, который я усвоил за годы работы и еще раз убедился в этом на фрилансе. Как поставлена задача, такой результат и будет. 

  1. Спроси у заказчика
  2. Размытое ТЗ - потерянные деньги/время
  3. Как составить правильное ТЗ 

3.1.Опрос(Каст дев) — лучше этих ваших брифов 

  1. Оценивая работу до ТЗ
  2. Выводы и ТЗ для примера

Выясняй, чего хочет заказчик

Довольно часто заказчику нужно, что-то сделать или написать. Вот тогда встаёт вопрос того, как донести до исполнителя, что ему нужно делать. 

Если это уже не первый заказ, то там всё более менее ясно и ТЗ прописано и ссылки на референсы есть.

А ,что если он первый раз заказывает? Вот тогда начинается балет. ТЗ может не быть или написанна всего лишь тема поста или статьи. Ну и указывают количество знаков. В таком деле, тебе прям надо максимально позадавать вопросов. Берешь бриф (для тех кто не в теме, это такой список вопросов заказчику) и по нему задаешь вопросы. В идеале, конечно созвониться на 10-15 минут, чтобы уточнить все.  

Про собаку и кошку, думаю не стоит уточнять, но поздороваться желательно. 😉

От того на сколько ты поймёшь, что нужно сделать зависит и то, сколько раз ты потом это будешь править, переделывать, терять деньги, нервы и время и как долго будешь орать на стены.

-2

Гнать на заказчика — дело копеечное. 

Перед тем, как рассыпаться в крике, о том, какое пустое ТЗ тебе прислали — поставь себя на его место. Ну вот прикинь, ты такой весь шаришь за digital, за текст или дизайн (очень спорно кстати. Синдром самозванца тебе объяснит почему😉) и тут БАЦ! Тебе задают простой вопрос. Ты такой, ну камон это же вообще всем известно — НЕТ. Если он у тебя спросит, что нибудь из своих знаний, ты точно так же будешь хлопать глазами и не понимать, «че от тебя надо то». Поэтому, если хочешь проораться, сходи в чатик по интересам — это тоже нормально. 

Заказчику же, на мой взгляд (был и по ту сторону, как и каждый из вас в работе со своими клиентами) тоже нужно понимать, что исполнитель хочет сделать на результат. 

Ему прям важно, понять фронт работы, дабы оценить силы и время. В твоем же случае донести ему всю информацию, чтобы потом не потеть объясняя, почему работа — лажа и ты вообще видел это по другому.

Если ТЗ — ХЗ, то это деньги на ветер.

Тут тоже все банально, но все же для тех кто не в курсе или подзабыл, чем опасно не дать нормальное ТЗ.

Кстати о нормальном ТЗ, прям сочный пример документа прикреплю в конце статьи.

 Ситуация из жизни: 

Нужно написать статью на тему, скажем: «5 правил успешного фрилансера» и пост на такую же тему. Я написал статью и благополучно забыл о ней. Через день или два оказалось, что должен был быть еще и пост. Прикиньте, в ТЗ указана только тема и более ничего. В итоге пишу пост,опять же без ТЗ. Все что знаю, надо сделать условно рерайт статьи в пост. Меньше знаков, смысл тот же. Без ТЗ, я потратил час на написание поста и 4 часа на правки. За то время, пока я правил мог бы выдать текста на 15К. Но без ТЗ выдал правки. Так как правки это часть работы, значит и они не выделяются. 

Сразу вспомнилось фраза, как поставлена задача — такой и результат. Если результат и так сойдет, то и денег соответственно.

-3

Как составить правильное ТЗ

Тут есть несколько вариантов. Причем, оба два лучше всего подойдут и заказчику и исполнителю.

Вариант намба ван. Заказчик, заполняет бриф созваниваетесь или ведете диалог, где исполнитель задает нужные для пониманимания работы вопросы. Пилит ТЗ по ответам и скидывает на согласование. Заказчик, дополняет, если понимает, где упустили.

Вариант намба тю. Заказчик берет в интернете пример ТЗ, недавно под себя и скидывает исполнителю. Фрилансер изучает и задает доп. вопросы.

В обоих вариантах нужно уточнять. Я прям топлю за то, чтобы все что тебе не ясно — спрашивать. Не спросил стоимость, сроки, основной посыл — порей над правками.

Заказчику, тоже проще будет. Дал доп.инфы или подкинул мысль, которую зафиксировали — проверять легче, на ошибки указывать и ждать меньше, жить — проще. Голова не дом советов, сегодня у тебя встреча, созвон, клиент — где тут уследишь, за тем, что там исполнитель сделать должен? Поэтому удели 30 минут - час на это дело и кайфуй от результата.

Оценивая ТЗ, до того, как начать делать

Да иногда бывает и так, что ты не уверен, что осилишь выполнить заказ. В таком случае могу посоветовать сказать об этом прямо. Мол, Иван Василич, такое дело. Я умею, но вот честно, хз получиться или нет. Если не прям горит, то предлагаю я возьмусь, но не обещаю результат. Не получиться — денег не надо, а выйдет, то оплатите. Если заказчик из тех, что я встречаю — адекватные люди, то они чаще всего говорят: "давай попробуем". Рискнул, получилось? — вот тебе скилл, деньги и возможно следующий заказ. Не вышло, ну тоже бывает, все остались при своем.

-4

Что я понял про ТЗ

🧐Если ТЗ нет— сделай все, чтобы оно у тебя было

💸Внятное ТЗ — это время и деньги

🎃Если ТЗ — ХЗ, но прям горит, то либо пункт 1, либо каждый пул правок должен быть оплачен. (об этом тоже договариваться на берегу) чтобы потом не было "какие деньги?"

🎭Заказчик, как исполнитель могут чего-то не понимать — объяснял

Как и обещал прикрепляю ссылку на док с сочным ТЗ.

Ну и если вдруг заплывете в тг — стучите