Найти тему
Учимся у истории

Арабские авторы о славянах и русах

Карта мира, созданная арабскими географами в XI в. з открытых источников
Карта мира, созданная арабскими географами в XI в. з открытых источников

В IX-X веках арабские правители стремились к продолжению экспансии по всем возможным направлениям. Это объяснялось как стремлением к распространению ислама, так и более приземлённым целям – овладению важными торговыми путями. Арабские дипломаты и торговцы, продвигаясь на север, оставили свидетельства о контактах с теми народностями, которые известны нам как славяне и русы. К числу таких авторов относятся следующие:

1. Ибн-Хордадбех. Это один из первых арабских географов, составивший в конце IX века «Книгу путей и стран», в которой описывалась география и история Халифата и сопредельных стран. Сам автор не покидал пределы страны, но умело пользовался архивными материалами и свидетельствами непосредственных очевидцев.

Хордадбех упоминает о русских купцах, при этом пишет, что они представляют собой «вид славян». Описал арабский географ наиболее распространённые товары этих купцов. К ним относились меха, а также мечи.

В качестве главного торгового путей Хордадбех называет выход к Чёрному морю, где с купцов берёт пошлину «царь Рума», то есть Византии. Однако могут русы плавать и по Волге, причём Хордадбех называет её «рекой Славян». На этом пути им приходится платить пошлину уже хазарскому правителю. Затем русы могут высаживаться на побережье Каспийского моря и даже, по сведениям географа, уже на верблюдах добираться до Багдада.

Точно локализовать место обитания русов по этим сведениям невозможно, но можно предположить, что очевидно они имели выход или проживали на берегах Волги и Днепра

2. Ибн-Фадлан. Свидетельства Ибн-Фадлана интересны тем, что он лично участвовал в посольстве аббасидского халифа в Волжскую Булгарию в 921-922 годах. Правитель этой страны выразил желание принять ислам. В своих записках Фадлан оставил подробное описание быта встретившихся ему на пути народов, в том числе и русов.

Говоря о начале путешествия, Фадлан сообщает, что оно было организовано

«когда прибыло письмо аль-Хасана сына Балтавара, царя славян».

То есть славяне названы подданными булгарского правителя. При этом царь славян называется данником правителя хазар, его сын содержится у последнего в заложниках. Можно сделать вывод, что «страной славян» Фадлан называет именно Булгарию.

Возможный маршрут путешествия Ибн-Фадлана
Возможный маршрут путешествия Ибн-Фадлана

Из описания русов можно заключить, что это одно из племён, которое подчиняется булгарскому правителю. Фадлан сообщал, что

«видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились на реке Атиль».

Арабский дипломат описывал русов как людей чрезвычайно красивых. Они все постоянно ходят с оружием, причём мечи у них франкской работы. Женщины носят многочисленные украшения, которые в зависимости от статуса и богатства мужа могут быть медными, серебряными, золотыми.

Об обычаях русов Фадлан отзывается с пренебрежением и брезгливостью, называя их

«грязнейшие из тварей Аллаха».

Поводом для этого было то, что русы не придерживались принятых у мусульман правил гигиены, например, не мыли рук после еды.

Для жилья русы строят большие дома из дерева, где могут проживать по 10-20 человек. Фадлан описывал чрезвычайно вольные нравы русов в области интимной сферы. Русы якобы не стеснялись чужого присутствия при половой связи.

Описал Фадлан и религиозные обычаи русов. Русы были язычниками. Арабский дипломат запечатлел их поклонение идолам.

«Подойдет к высокой воткнутой деревяшке, у которой лицо, похожее на лицо человека…потом (он) оставляет то, что (было) с ним, перед этой деревяшкой».

Если дела у русов обстоят благоприятно, то они приносят скот в благодарственную жертву идолам.

Заболевших сородичей русы изолировали, строя для них специальные землянки и оставляя некоторое количество еды. Воров и грабителей ожидала суровая расправа.

Ибн-Фадлану довелось присутствовать при похоронах знатного руса, и он оставил их подробное описание. Первоначального мёртвого помещают в могилу, но только на время, пока идёт подготовка к ритуалу. Покойника сжигали в специально построенном для этого корабле. В корабль также возлагали жертвы. Для этого убивали коней покойника, быков, собаку и курицу с петухом.

Однако апофеозом было снабжение покойного спутницей для загробного мира.

«И если умирает главарь, то говорит его семья его девушкам и его отрокам: "Кто из вас умрет вместе с ним?" Говорит кто-либо из них: "Я".»

После совершения различных церемоний девушку задушили и тоже возложили на корабль. После этого русы зажгли погребальный костёр. Это выполнял ближайший родственник покойного, который приближался с факелом к кораблю, подходя к нему задом и полностью обнажённый.

После завершения сожжения на этом месте воздвигался курган. Интересно сообщение Фадлана о том, что русы

«водрузили в середине его (холма) большую деревяшку хаданга (белого тополя), написали на ней имя (этого) мужа и имя царя русов и удалились».

Можно сделать вывод, что русы пользовались письменностью.

Сообщает Фадлан сведения и о царе русов, но, очевидно, что в данном случае он писал уже не как очевидец. Царь русов описывается как человек, живущий во дворце и обладающий многочисленной дружиной. О его богатстве свидетельствует то, что его постель украшена драгоценными камнями.

3. Ибн-Русте. Автор «Книги драгоценных украшений», в которой описывается территория Ирана и народы Восточной Европы. Автор был по происхождению персом и жил в Саманидском государстве.

Русте описывает страну славян как ровную и покрытую лесами. Говоря о сельском хозяйстве, автор отмечал, что

«нет у них виноградников и пахотных полей».

Однако славяне разводят свиней и собирают мёд, из которого изготовляют хмельные напитки. Рабочего скота у славян нет, а лошади могут быть только у правителя

Русте пишет, что славяне сжигают своих покойников, а их пепел возносят на холмы. Похороны сопровождаются обильным употреблением спиртного, женщины при этом в знак скорби расцарапывают себе руки и лицо.

На похоронах может происходить человеческое жертвоприношение, но только в том случае, если у покойного было 3 жены и одна из них хочет последовать за мужем.

Описал Русте музыкальные инструменты славян, выделив «лютни, гусли и свирели».

Говоря о власти, Русте пишет, что глава славян коронуется, то есть может называться царём. Живёт он в городе, который располагается в середине страны славян, но расположение самой этой страны с точностью определить по сведениям рабского историка невозможно.

Рассказывая же о русах, Ибн-Русте утверждает, что этот народ обитает на острове, отличающемся нездоровым климатом.

«Остров, на котором они (русы) живут, протяженностью в три дня пути, покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр».

Русте пишет, что русы на кораблях приходят в страну славян и грабят их территории. Сами они не занимаются сельским хозяйством и всё вывозят из страны славян. Захваченных в плен славян продают в рабство в Булгарии и Хазарии. Русы занимаются торговлей, главный товар у них пушнина.

Русте упоминает судебные поединки, которые происходят, если одна из сторон не довольна решением царя. Можно узнать о большом влиянии жрецов в обществе. Русте писал:

«Есть у них знахари, из которых иные повелевают царем, как будто бы они их (русов) начальники».

По указанию этих жрецов могут совершаться человеческие жертвоприношения.

Покойников русы не сжигают, а хоронят в могилах. При этом в могилу помещают не только украшения, еду, одежду, но и закапывают живьём жену покойного.

4. Гардизи. О биографии этого автора мало что известно. Предполагаемая дата смерти 1061 год. В своём сочинении «Украшение известий» он описывает историю персидских правителей и рабских халифов вплоть до 1032 года. Сам Гардизи, очевидно, в славянских землях не бывал и опирался на сведения других историков и путешественников.

В основном Гардизи повторяет сведения Ибн-Русте, но при этом у него можно узнать о столкновениях славян с венграми, которые совершают набеги на славянские земли.

«И они (венгры) побеждают славян и всегда одерживают верх над славянами и рассматривают их (как источник) рабов».

Гардизи говорит о набегах венгров на славян и русов, то есть они рассматриваются как разные народы. Описывая город Вабнит в славянских землях, автор писал, что «некоторые из его жителей похожи на русов».

Важным сообщением можно считать упоминание историка о том, что «у них есть обычай строить крепости». Эти укрепления должны служить защитой от венгерских набегов.

При описании страны русов Гардизи также повторяет текст Ибн-Русте. Описываются походы на славян и обращение их в рабов. Важным дополнением можно считать то, что историк называет численность русов – около 100 тысяч. Кроме этого он пишет, что царь взимает торговые пошлины размером в одну десятую.

5. Аль-Истахри. Этот автор сам путешествовал по многим азиатским территориям. Примерно в 930 году он составил сборник карт с пояснениями, который получил название «Книга путей государств».

Карта Аль-Истархи. Из открытых источников
Карта Аль-Истархи. Из открытых источников

Географ пишет о существовании трёх различных групп русов. Первая группа проживает недалеко от Булгара в городе Куйаба, который больше по размерам столицы булгар. Самая отдаленная группа называется ас-Славийа, что вызывает очевидные ассоциации с названием славяне.

Третья группа, центром которой является город Арса, описывается как самая враждебная по отношению к чужеземцам. Они убивают каждого чужака, который пришёл в их землю. При этом сами они торгуют с соседями, вывозя меха и олово.

Про всех русов сообщается, что они

«народ, сжигающий своих мертвых».

Истахри писал, что русы настолько сильны, что смогли обложить данью пограничные районы Византии.