Найти тему
Киносезон

«Преступление и наказание» (2007г): серьезная и качественная экранизация (Достоевский был бы доволен)

Сегодня у нас на повестке дня Федор Михайлович Достоевский и его самый известный социально-психологически-философский роман, название которого мы упоминаем чуть ли не ежедневно, когда разочарованно делимся впечатлениями о новинках НТВ современного кино.

Отзывы о кино и сериалах я делю для себя на просто отзывы и отзывы заразительные. Это когда у меня и близко не было в планах посмотреть что-то подобное, но после прочтения впечатлений я понимаю, что хочу увидеть это здесь и сейчас, а все остальное подождет.

Далее я с большой благодарностью за эту рекомендацию (и за предыдущие тоже) передаю слово своему соавтору Сергею.

«В позапрошлом году я посмотрел сериал "Алиби", в котором главный герой пишет роман, претендующий на то, чтобы стать "Преступлением и наказанием" наших дней, и там (в сериале) еще фигурирует воображаемый Федор Михайлович.

Честно признаюсь, что это единственное кинопроизведение на тему Достоевского, которое я могу занести себе в актив, никаких экранизаций его книг, включая (или начиная с них) знаменитые советские, я не видел, и даже желания не возникало увидеть, это совсем не мое. Добавим к этому, что сериалы до начала 2010-х, которые я не видел в то время, я не смотрю.

И вот мне вдруг попался сериал, и случилось странное - то ли звезды так сошлись, то ли еще что, но я, заглянув на секунду из чистого любопытства, не удержался и посмотрел полностью "Преступление и наказание" (2007г).

"А для чего же, позвольте спросить, милостивый государь, смотреть стали-с?" - поинтересуетесь Вы. Собственно, хорошо снято-с, только и всего-с, очень хорошо-с, так что даже и бросать как-то не хочется, такой морок нашел, вот тебе и 2007 год.

Сергей Перегудов и Владимир Кошевой
Сергей Перегудов и Владимир Кошевой

Атмосфера Петербурга, улицы, дома, действующие лица абсолютно соответствуют первоисточнику.

Диалоги и монологи - точно по книге (нет, я ничего не помню, конечно, кроме "тварь я дрожащая…", "я лежал пьяненькой" и "вы и убили-с", но я проверял специально), так что школьники, которым неохота читать роман, могут в учебных целях смело смотреть сериал, разве что концовку (или о ней) надо будет все-таки прочесть (об этом чуть позже), или же смотреть и читать параллельно - язык Достоевского не очень способствует установлению контакта и взаимопонимания, особенно в юном возрасте, а тут такое наглядное сопровождение, лучше и не придумать.

Владимир Кошевой
Владимир Кошевой

Актеры очень органичны в образах: Раскольников - Владимир Кошевой, Порфирий Петрович - Андрей Панин, Свидригайлов - Александр Балуев, Мармеладов - Юрий Кузнецов (кстати, режиссер сериала, Дмитрий Светозаров, в свое время снял несколько серий "Улиц разбитых фонарей", где Кузнецов играл Мухомора), Пульхерия Александровна - Елена Яковлева, Разумихин - Сергей Перегудов, Лужин - Андрей Зибров, Соня - Полина Филоненко и Дуня - Катерина Васильева (девушки совсем молодые, плюс-минус 20, для обеих первая роль в кино).

Андрей Панин и Владимир Кошевой
Андрей Панин и Владимир Кошевой

Второстепенные персонажи (та же Настасья - Зоя Буряк), да и эпизодические, в общем, каждый на своем месте, все хороши, ни поверхностности, ни наигранности не чувствуется, только аплодисменты. Раскольников и Порфирий Петрович, пожалуй, даже при таком букете наиболее яркие персонажи (к слову, на мой взгляд, Панин в большей степени соответствует авторскому замыслу, чем Смоктуновский, который в этой роли выглядит менее живым и выразительным. Беседы их очень удачны, в очередной раз можно пожалеть о том, что Панина уже нет.

Из занятного - мне, например, прежде никогда не приходило в голову сравнивать Достоевского с Диккенсом, казалось, что они совершенно из разных миров, сфер и так далее, по книгам никогда сходства не замечал (я, правда, обоих читал очень давно и не так чтобы много), а сериал снят так, как будто действие могло бы в равной степени происходить в Англии, и ведь действительно могло бы. Да, Диккенс и Достоевский несколько по-разному описывали жизненные сюжеты, по-разному расставляли акценты, но сюжеты-то на самом деле везде одинаковы. Такой познавательный эффект визуализации, я бы сказал.

Александр Балуев
Александр Балуев

Из не совсем понятного - в концовке почему-то осталось за кадром самое главное, а именно момент начала перерождения и возрождения Раскольникова (он же момент осознания им своей любви к Соне), вроде бы это очень важно для автора; а тут после признания Раскольникова идут примерно 4 минуты, большую часть из которых он, уже на каторге, думает - чем его мысль хуже других, зачем он не убил себя и пришел с повинной, и теперь ему отбывать целых 7 лет, а затем они сидят вместе с Соней, он смотрит в никуда, а она грустно-жалостливо - на него. Согласиться с таким финалом, тем более одобрить его положительно невозможно.

Владимир Кошевой и Полина Филоненко
Владимир Кошевой и Полина Филоненко

Во всем остальном очень серьезная и качественная экранизация, я думаю, Достоевский был бы доволен.

Надеюсь тем не менее, это была интересная и полезная, но все же случайность, и к тем же "Отцам и детям" 2008 года я приобщаться не стану (держите меня, если что 😊)».

Ну как, Вы все еще не хотите посмотреть этот сериал? Тогда выбирайте любой другой, на вкус, цвет и настроение сегодняшнего дня! И присоединяйтесь к нашим обсуждениям! 🔽

Впечатления о кино и сериалах | Киносезон | Дзен