Найти в Дзене
История живописи

"Мерно вьёт дорога" в русской живописи

Вернемся сегодня, пожалуй, к "дорожным" картинам русских художников. Постоянные мои читатели наверняка помнят, что уже было немало подобных подборок, а для непостоянных, но интересующихся данным сюжетом читателей, публикую ссылку на последнюю статью:

Начнем сегодня с яркой звезды, пронесшейся по небосводу русской живописи, оставившей яркий след, но, к сожалению, быстро исчезнувшей в небытии, не добравшись даже до 24 лет жизни. Многие из вас, наверное, уже догадались, что речь идет о Федоре Александровиче Васильеве.

"Пейзаж с облаками", Ф.А. Васильев. Ивановское объединение художественных музеев.
"Пейзаж с облаками", Ф.А. Васильев. Ивановское объединение художественных музеев.
"Деревенская улица", Ф.А. Васильев, 1868. Третьяковская галерея, Москва.
"Деревенская улица", Ф.А. Васильев, 1868. Третьяковская галерея, Москва.

Вообще, один из самых частых сюжетов в его работах - это до и после дождя или грозы. В соответствующих подборках мы с вами рассматривали его полотна и, по моему мнению, именно эти сюжеты получались у него лучше всего. Впрочем, дороги на тех картинах частенько присутствовали тоже, так что любые подборки картин достаточно условны, как ни крути.

Далее у нас с вами будут две картины художника, уже участвовавшего в одной из "дорожных" подборок. Речь идет о Владимире Донатовиче Орловском. Как и подобает южнорусскому художнику, именно красоты юга Российской империи чаще всего изображены на его полотнах и данные картины не являются исключением:

"Летний пейзаж с дорогой", В.Д. Орловский, 1870-е. Частное собрание.
"Летний пейзаж с дорогой", В.Д. Орловский, 1870-е. Частное собрание.
"Костер в поле", В.Д. Орловский. Музей искусств Казахстана, Алматы.
"Костер в поле", В.Д. Орловский. Музей искусств Казахстана, Алматы.

Рожденный в Киеве и обучавшийся в столичной Академии художеств, Орловский много работал и добился признания (современники называли его "корифеем русского пейзажа"), но после перенесенной болезни вынужден был вернуться в родной город, а затем и вовсе перебраться за границу, а если точнее, то в Италию.

Продолжим картинами Ивана Ивановича Шишкина, знаменитых мишек которого наверняка видел практически каждый, если не на картинах и репродукциях, то хотя бы на обертках конфет в детстве. Кстати говоря, когда-то давно я писал статью, где были интересные факты в том числе и про эту известную картину мастера:

Все представленные работы относятся к позднему периоду творчества художника и находятся в частных коллекциях, поэтому, возможно, вы их еще не видели:

"Сумерки", И.И. Шишкин, 1896. Частное собрание.
"Сумерки", И.И. Шишкин, 1896. Частное собрание.
"Дорога в лесу", И.И. Шишкин, 1896. Частное собрание.
"Дорога в лесу", И.И. Шишкин, 1896. Частное собрание.
"Дорога в сосновом лесу", И.И. Шишкин, 1897. Частное собрание.
"Дорога в сосновом лесу", И.И. Шишкин, 1897. Частное собрание.

Если по первой, изрядно промокшей дороге особо не хочется пускаться в путь, то о последующих такого не скажешь, хоть на последней картине вдали и виднеется характерный для грядущего ненастья цвет неба...

А закончим мы сегодня, как это уже не раз бывало в различных тематических подборках, картинами одного из моих самых любимых пейзажистов - Станислава Юлиановича Жуковского.

"Пейзаж. Дорога", С.Ю. Жуковский, 1897. Плёсский музей-заповедник.
"Пейзаж. Дорога", С.Ю. Жуковский, 1897. Плёсский музей-заповедник.
"Дорожка в саду", С.Ю. Жуковский, 1938. Частное собрание.
"Дорожка в саду", С.Ю. Жуковский, 1938. Частное собрание.

Признаться вам, до того как я стал писать о живописи (здесь на Дзене) я не знал этого замечательного пейзажиста, поэтому это тот самый случай, когда я "открыл" для себя художника, который в итоге надолго "поселился" в моих публикациях.

Спасибо за прочтение, подписывайтесь (на ТГ-канал тоже), ставьте лайки и комментируйте - обратная связь очень важна для авторов, даже не сомневайтесь в этом. И до новых встреч на канале "История живописи".