Найти тему
История живописи

"На небе сходились тяжелые, грозные тучи" в русской живописи

Когда как не летом предлагать вашему взиманию полотна, на которых изображено предгрозовое состояние природы, не так ли?.. Хотя, конечно, можно будет и зимой поностальгировать, но все же как говорится "хороша ложка к обеду", а значит поехали.

Начнем c представительницы (неожиданно, не так ли?) академизма Софьи Васильевны Сухово-Кобылиной. Любопытно то, что она была первой женщиной, удостоенной большой золотой медали от Академии художеств, что она, кстати говоря, отобразила на одной из своих картин. Произошло это в 1854 году, что в тогдашнем патриархальном обществе было в диковинку, прямо скажем.

"Перед грозой", С.В. Сухово-Кобылина, конец 1850-х - начало 1860-х. Третьяковская галерея, Москва.
"Перед грозой", С.В. Сухово-Кобылина, конец 1850-х - начало 1860-х. Третьяковская галерея, Москва.

Несколько лет спустя она уезжает в Италию, где проведет большую часть своей творческой жизни. Мне представляется, что именно набегающую грозу где-то на Апеннинском полуострове мы с вами и наблюдаем на этом полотне. Двум путникам, бредущим по дороге вдали, явно придется как следует промокнуть в самое ближайшее время.

Продолжим работой еще одного представителя академизма, окончившего Академию художеств с максимальной наградой и тоже потом перебравшегося в Европу, но не в Италию, а на историческую родину - Германию. Исторической ее можно считать потому, что он был родом из балтийских немцев и звали его Евгений Эдуардович Дюккер.

"Приближение грозы", Е.Э. Дюккер, 1869. Севастопольский художественный музей.
"Приближение грозы", Е.Э. Дюккер, 1869. Севастопольский художественный музей.

Ко времени создания этой картины он был уже удостоен звания академика пейзажной живописи, а спустя несколько лет уехал в Дюссельдорф, где долгое время преподавал в местной Академии художеств.

Далее у нас будут несколько пейзажей замечательного художника, который не успел раскрыться полностью из-за болезни, прервавшей многообещающую карьеру, но оставившего о себе яркий свет в истории русской живописи. Наверное, многие из вас догадались, что речь идет о Федоре Александровиче Васильеве.

"Перед грозой", Ф.А. Васильев, 1867-1869. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Перед грозой", Ф.А. Васильев, 1867-1869. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Перед грозой", Ф.А. Васильев, 1869 (?). Нижегородский художественный музей.
"Перед грозой", Ф.А. Васильев, 1869 (?). Нижегородский художественный музей.
"Перед грозой", Ф.А. Васильев, 1868. Художественный музей Югры, Ханты-Мансийск.
"Перед грозой", Ф.А. Васильев, 1868. Художественный музей Югры, Ханты-Мансийск.

Особенна любопытна, на мой взгляд, последняя работа, где небо уже затянуто тяжелыми тучами и вдали уже вовсю идет дождь, но в центре композиции - луг и несколько домов, подсвеченных солнцем. Редко, когда можно увидеть подобную картину в жизни, поэтому эта работа особенно завораживает, по крайней мере, так случилось со мной, а ваши ощущения вы можете поведать всем нам в комментариях.

Мотив грозы явно был близок художнику, потому как в его наследии немало работ на тему как предгрозовых состояний природы, так и пейзажей после только что прошедшей бури.

А закончим в этот раз несколькими работами Алексея Кондратьевича Саврасова. На первой из которых, хоть это явно и не фигурирует в названии, именно гроза последует в самое ближайшее время (по крайней мере, так показалось мне). Небо и облака с надвигающимися свинцовыми тучами абсолютно точно предвещают серьезную бурю, а поднявшийся сильный ветер только усиливает это ощущение:

"Морской пейзаж", А.К. Саврасов, 1859. Усадьба "Мураново" имени Ф.И. Тютчева.
"Морской пейзаж", А.К. Саврасов, 1859. Усадьба "Мураново" имени Ф.И. Тютчева.
"Перед грозой", А.К. Саврасов, вторая половина XIX в. Новосибирский художественный музей.
"Перед грозой", А.К. Саврасов, вторая половина XIX в. Новосибирский художественный музей.
"Вид на Кремль в ненастную погоду", А.К. Саврасов, 1851. Третьяковская галерея, Москва.
"Вид на Кремль в ненастную погоду", А.К. Саврасов, 1851. Третьяковская галерея, Москва.

На последней картине тоже не остается сомнений в приближающейся грозе и, конечно же, очень эффектен вид Кремля, подсвеченного солнцем на фоне грядущей мглы - замечательная картина будущего мастера, только что закончившего Московское училище живописи и ваяния, в котором он будет впоследствии много лет преподавать. Современник художника и искусствовед Николай Рамазанов писал об этой картине следующее:

Саврасов… передал этот момент чрезвычайно верно и жизненно, видишь движение туч и слышишь шум ветвей дерева и замотавшейся травы, – быть ливню и грозе – такова картина.

Спасибо за прочтение, ставьте лайте, подписывайтесь и комментируйте. И напоследок выдам вам ссылки на предыдущие мои подборки на заданную тематику, вдруг кто-то пропустил и желает ознакомиться: