Найти тему
История живописи

"Всюду бегут дороги" на картинах русских художников

Несмотря на то, что статьи на данный сюжет с каждым разом становятся все менее популярными (судя по статистике), попробую все же еще раз обратиться именно к "дорожным" полотнам русских художников. По традиции дам ссылку на предыдущую подборку:

Но признаться, такие показатели ставят вопрос о целесообразности подобных публикаций в дальнейшем. Впрочем, что-то я отвлекся на дела авторские, которые, вполне возможно, не так уж вам интересны, поэтому давайте приступим непосредственно к картинам.

Начнем сегодня с художника, о котором я в соавторстве с Константином Коровиным уже рассказывал вам весной:

Перед нами две диаметрально противоположных картины Льва Львовича Каменева: один летний пейзаж с дорогой, где-то за пределами нашей страны, как показалось мне. На ум сразу приходит Швейцария или немецкие города, в которых художник жил во время своей европейской поездки после окончания Академии художеств.

"Пейзаж", Л.Л. Каменев. Костромской музей-заповедник.
"Пейзаж", Л.Л. Каменев. Костромской музей-заповедник.
"Зимняя дорога", Л.Л. Каменев, 1866. Третьяковская галерея, Москва.
"Зимняя дорога", Л.Л. Каменев, 1866. Третьяковская галерея, Москва.

Второй пейзаж - уже чисто русский с ее необъятными заснеженными просторами, где дороги часто условны, а есть только направления, как говорил один заезжий француз. Хотя в данном случае путь вполне себе угадывается в сторону ближайшей небольшой деревни, куда, очевидно, и направляются путники на телеге, запряженной устало бредущей лошадью.

Вслед за одним из основателей передвижников (коим был Л. Каменев) у нас идет тоже передвижник, но на время "отлучившийся" от живописи, но к счастью для всех нас вернувшийся в ее лоно:

"Возвращение стада. Вечер", А.А, Киселев, 1882. Псковский музей-заповедник.
"Возвращение стада. Вечер", А.А, Киселев, 1882. Псковский музей-заповедник.
"Южный украинский пейзаж", А.А. Киселев. Частное собрание.
"Южный украинский пейзаж", А.А. Киселев. Частное собрание.
"Грузинская военная дорога", А.А. Киселев, 1897. Частное собрание.
"Грузинская военная дорога", А.А. Киселев, 1897. Частное собрание.

В данной сюжетной подборке картин Александра Александровича Киселева есть дороги на любой вкус: и популярная у живописцев тема с возвращением стада на хутор или деревню, и дорога, превращающаяся в переправу через речку, и дорога в горах, конечно тоже, ведь художник неоднократно посещал Кавказ и зарисовывал местные виды.

И о следующем живописце я тоже уже вам подробно рассказывал:

Напомню, что Иосиф Евстафьевич Крачковский был академиком и признанным специалистом по пейзажной живописи, как писали об этом в известном журнале Нива, он "дышит одною жизнью с природой и рисует ее чистыми, нежными и воздушными тонами".

"Полдень", И.Е. Крачковский, 1885. Частное собрание.
"Полдень", И.Е. Крачковский, 1885. Частное собрание.
"Усадьба Спасское", И.Е. Крачковский, 1896. Рязанский областной художественный музей.
"Усадьба Спасское", И.Е. Крачковский, 1896. Рязанский областной художественный музей.
"Пейзаж с дорогой", И.Е. Крачковский. Музей изобразительных искусств республики Карелия, Петрозаводск.
"Пейзаж с дорогой", И.Е. Крачковский. Музей изобразительных искусств республики Карелия, Петрозаводск.

И раз уже сегодня я представляю вашему вниманию полотна художников, о которых я вам подробно уже рассказывал в своих статьях, то не будем прерывать возникнувшую в этой публикации традицию и закончим работами Сергея Арсеньевича Виноградова:

Но в начале это будут не пейзажи, а жанровые полотна, которые в творчестве художника тоже присутствуют. Разнообразим, так сказать, под конец статьи то немалое количество красивых пейзажей, что мы лицезрели вместе с вами сегодня.

"На работу", С.А. Виноградов, 1895. Харьковский художественный музей.
"На работу", С.А. Виноградов, 1895. Харьковский художественный музей.
"К преподобному", С.А. Виноградов, 1910. Владимиро-Суздальский музей-заповденик.
"К преподобному", С.А. Виноградов, 1910. Владимиро-Суздальский музей-заповденик.

А вот закончим все же пейзажем, относящимся к позднему периоду творчества живописца, который покинул родную страну и осел вместе со своей супругой в независимой Латвии, где его оценят по достоинству: так, один из тамошних журналистов и критиков писал о нем:

Виноградов поразительный художник, к чему бы он ни прикоснулся, все вдруг начинает трепетать и светиться. По этим холстам разлита ласковая и восхитительная радость, в этом мире хочется жить.
"Дорога к поместью", С.А. Виноградов, 1927.
"Дорога к поместью", С.А. Виноградов, 1927.

На этой ноте пора и заканчивать повествование. Спасибо за прочтение, подписывайтесь (на ТГ-канал тоже), ставьте лайки и комментируйте - обратная связь очень важна для авторов, даже не сомневайтесь в этом. И до новых встреч на канале "История живописи".