Найти в Дзене
Akka Hotels: отдых в Турции

Развод по-османски: тогда и сейчас

Прошла любовь...
Прошла любовь...

Вы наверняка сталкивались с утверждениями подобного рода: «Бессловесные и бесправные женщины Востока — это птицы в золотой клетке, а то и не в золотой». «Муж им не муж, а хозяин». «Желание мужчины – закон, желание женщины – пыль». Ну и всё тому подобное. Так вот, относительно османов правды здесь не очень много. Давайте разбираться.

Супружеские отношения в Османской империи регулировались шариатом. Брак в исламе не считался священным таинством и ничего ужасного в его разрыве имамы не видели.

Но вот легкий перекос в сторону патриархата всё же был. Мужчины имели единоличное право легкого развода. Достаточно было трижды при свидетелях сказать жене: «Талак».

После произнесения этого слова между супругами с точки зрения исламского права никях (брак) нарушался, и развод считался действительным.

Муж получал свободу, а жена в статусе бывшей – оговоренные в брачном договоре деньги и имущество, и могла снова выходить замуж, но не сразу, а через сто дней. Это нужно было для того, чтобы убедиться – она не беременна.

Троекратное "талак" - развод по законам шариата
Троекратное "талак" - развод по законам шариата

Случалось, что мужчина успокаивался, мирился с женой и снова вступал в брак с ней же. И во второй раз, и даже в третий. А вот с четвертым возникали сложности. Шариат не одобрял подобного метания. Четвертого брака подряд с одной и той же женщиной не допускалось. За маленькой оговоркой – «подряд». И если женщина после третьего развода выйдет замуж за другого и с ним потом разведется, то пожалуйста, у вас есть ещё три попытки брака с последующим разводом. Это называлось «промежуточный брак».

И вот с этими промежуточными браками в прошлом не раз случались казусы. В частности, как-то вспыльчивый правоверный после третьего развода с женой таки снова успокоился и захотел её вернуть. Чтобы было всё по закону, он сговорился с ней, а также со случайным прохожим на предмет фиктивного брака. Мол, жена быстро выйдет замуж, быстро разведется и снова вернется к первому мужу. И всё бы хорошо, только после ночи с новым мужем женщина наотрез отказалась разводиться и возвращаться к первому. Остается только гадать, чем именно случайный человек так ей угодил.

Мусульманки тоже могли получить развод, но только по решению кадия (судьи). Женщина могла требовать это в случае нарушения условий брачного договора, физического насилия или… импотенции мужа.

Но на самом деле только нарушение договора считалось веской причиной. Если жена жаловалась на мужское бессилие, суд мог отказать в расторжении брака. Несостоятельность мужчины в постели должна была быть выявлена в первую брачную ночь, а если тогда было всё нормально, а ослабел муж позднее, то ему давался испытательный срок – год. Только по истечении года, если у мужа по-прежнему не складывалось, жена получала развод.

В случае домашнего насилия судьи тоже изворачивались до последнего. По шариату в Османской империи разрешалось легкое наказание жены, но только если есть причина. Например, склочный характер. Но даже тогда муж не имел права бить жену сразу. Сначала стоило предупредить, мол, дорогая, зарываешься. Потом в качестве более сильного воздействия спать отдельно. И только если эта сверхмера не помогала, муж имел право ударить жену, но не сильно и ни в коем случае не по лицу.

Домашнее насилие могло служить поводом к разводу
Домашнее насилие могло служить поводом к разводу

Если муж действительно избивал жену, она имела полное право пожаловаться на него кадию. Кадий делал предупреждение, а если даже кадия не послушали – то жена автоматически считалась разведенной, причём сохраняла неоспоримое право на свое содержание.

Расторгнуть брак без решения суда могли только родственницы османских правителей. Они, как и прочие правоверные мужчины просто трижды повторяли «талак».

После падения Османской империи её наследница, Турецкая Республика, отказалась от законов шариата. Семейное право в современной Турции регулируется гражданским кодексом и, чтобы развестись, недостаточно кричать «талак». Только через суд.

Семейный кодекс Турции, тем не менее, кое-что полезное из шариата почерпнул. В частности, после развода женщина получает содержание не только на детей, но и на себя. Бывший муж содержит её до тех пор, пока она не выйдет снова замуж или не найдет достойную официальную работу.

Ещё существует тазминат — разовое пособие, которое при разводе выплачивает та сторона, которая признана судом виновной в разрыве. Минимальный размер выплат установлен законом, а максимального нет — всё ограничивается финансовыми возможностями виновника и аппетитами пострадавшего.

Семейное право в современной Турции регулируется гражданским кодексом
Семейное право в современной Турции регулируется гражданским кодексом

Расторгнуть брак можно по договоренности сторон и прийти в суд уже с протоколом, где прописаны все имущественные и прочие моменты. Тогда судье требуется всего одно заседание и на выходе из зала получаем двух свободных людей. Если же супругам не удается договориться, развод может длиться годами.

При этом, пока супруги не получат утвержденного решения о признании брака недействительным, муж должен содержать жену и детей. Ну а если какая-то сторона не выполняет свои обязательства (например, уклоняется от алиментов), закон действует быстро, сурово и эффективно. Иск передается судебным приставам, те оперативно взыскивают долг. А если должник беден или успешно скрывает доходы, его ждет реальная тюрьма на срок до одного года. Это одна из причин, почему в Турции нет большой проблемы с алиментщиками. Женщины после развода не мечутся в поисках работы, чтобы прокормить детей, а ведут привычный образ жизни.

Правда, чтобы всё так удачно сложилось, нужно изначально отбирать правильных кандидатов в мужья и непременно заключать брачный договор. Впрочем, на протяжении веков это сохранилось в турецком обществе, разве только приобрело современные оттенки. Родители по-прежнему придирчиво изучают родословные потенциальных зятьёв и невесток и от знакомства до свадьбы долгая дорожка.

Османская свадьба заслуживает отдельного большого рассказа, и мы к ней обязательно вернемся.