2 августа 1939 года Альберт Эйнштейн отправил письмо Франклину Рузвельту об угрозе появления ядерного оружия в нацистской Германии. Отчасти из-за него в США и развернулись масштабные работы по созданию атомной бомбы и был сформирован Урановый комитет.
Идея послания, надо заметить, принадлежала вовсе не Эйнштейну, а Лео Силарду, американскому физику-эмигранту из Венгрии. В начале 1939 года он узнал об открытии цепной реакции в уране и предположил, что нацисты смогут использовать это в военных целях. Допустить этого было нельзя, и Силард решил обратиться к властям США за поддержкой.
Альберта Эйнштейна физик привлек, чтобы придать своим словам больший вес, но основной текст письма принадлежит именно Силарду.
Что было в письме Эйнштейна и Силарда?
Ученые сообщили Рузвельту, что последние открытия физиков могут привести к созданию ядерного оружия и предложили опередить нацистов.
“Это новое явление способно привести также к созданию бомб, и возможно — хотя и менее достоверно — исключительно мощных бомб нового типа. Одна бомба этого типа, доставленная на корабле и взорванная в порту, полностью разрушит весь порт с прилегающей территорией. Хотя такие бомбы могут оказаться слишком тяжелыми для воздушной перевозки”.
По мнению авторов письма, для успеха в задуманном нужно было наладить постоянный контакт между правительством и группой физиков, исследующих в Америке проблемы цепной реакции.
“Для такого контакта Вы могли бы уполномочить лицо, пользующееся Вашим доверием, неофициально выполнять следующие обязанности:
а) поддерживать связь с правительственными учреждениями, информировать их об исследованиях и давать им необходимые рекомендации, в особенности в части обеспечения Соединенных Штатов ураном;
б) содействовать ускорению экспериментальных работ, ведущихся сейчас за счет внутренних средств университетских лабораторий, путем привлечения частных лиц и промышленных лабораторий, обладающих нужным оборудованием”.
И что же Рузвельт?
Письмо попало к президенту США 11 октября. Изучив проект ученых, он распорядился выделить финансирование на исследовательские работы и начать их в самое ближайшее время. Чуть позже по его приказу был сформирован Урановый комитет. А чему это привело, мы все прекрасно знаем…
Любопытный казус: сам Эйнштейн никогда не работал над атомной бомбой. И впоследствии неоднократно признавался, что считает свою причастность к ускорению работ по ее созданию величайшей трагедией своей жизни.
Кстати, в “Бункере-42” на Таганке можно увидеть макет первой советской атомной бомбы в натуральную величину. Записывайтесь на экскурсию! Тел.: +7 499 703-44-55.