Найти в Дзене
1АК.BY

Классификация моторных масел — все, что надо знать

Оглавление

Моторное масло — это специальная жидкость, которая используется для смазывания электродвигателя. Она устойчива к горению и окислению, действенно защищает металлические детали от повреждений и отложений. Исходя из вида ДВС и эксплуатации имеет различные характеристики, количество антиокислительных присадок, химический состав.

Если двигатель не будет смазан вовремя, то быстро выйдет из строя и потребует ремонта. Либо вообще водитель будет вынужден ставить новый.

Виды моторных масел для автомобилей

Есть 3 разновидности, каждая из которых предназначена для конкретного типа двигателя, условий и среды эксплуатации.

Минеральные

Состоят из базовых масел, получаемых в результате переработки нефти. Также часто содержат присадки для улучшения параметров. По цене самый доступный вариант, но из-за слабых технических свойств подходит не для всего транспорта.

Минеральный тип масла для двигателя широко распространен, применяется в старых моделях или тех машинах, у которых стандартные требования к техническим жидкостям.

В составе присутствуют следующие компоненты:

  1. базовые масла, полученные при перегонке нефтепродуктов;
  2. присадки, добавляемые для улучшения рабочих качеств (диспергирующие, противозадирные, противоизносные и др.);
  3. модификаторы вязкости, которые добавляют для улучшения свойств при температурных скачках.

Каждый завод перемешивает свои добавки: антикоррозийные, противопенные, антиокислительные и пр. Таким образом, конечный состав зависит от требований качества, свойств и условий езды.

Плюсы:

  • доступность и маленькая стоимость;
  • большой выбор;
  • благодаря добавкам неплохо защищает, не дает образоваться нагару и коррозии;
  • нет ограничений в использовании: подходят для большинства автомобилей с классическим ДВС.

Минусы:

  • нет устойчивости к экстремальной жаре: может распадаться, образовывать нагар;
  • слабо защищает;
  • короче интервал замены: из-за скорого износа, образования нагара требуется чаще обновлять;
  • ниже стойкость к окислению и разложению;
  • меньшая продуктивность зимой: так как в морозную погоду вязкость выше, запуск машины в холод затрудняется.

Синтетические

Средство, которое производится из химических соединений. Синтетический тип моторных масел содержит присадки, которые защищают от износа, коррозии, окисления. Кроме этого, некоторые добавки помогают продлить срок эксплуатации мотора. Выделяется устойчивостью к разным температурным условиям, хорошей текучестью, но и ценой. Состав следующий:

  1. базовые масла (полиальфаолефины (ПАО), полиэфиры (ПЭ) и т. д.), которые имеют высокую термическую стабильность;
  2. пакет присадок;
  3. модификаторы вязкости: компоненты, которые помогают сохранять нужное состояние при разных температурах и достигать лучшей производительности;
  4. добавки для улучшения экологических показателей;
  5. присадки для предотвращения образования отложений, а также для уменьшения расхода.

Каждый производитель составляет уникальный список и пропорции компонентов, так что содержимое отличается от марки к марке.

Плюсы:

  • Стабильность: синтетика обладает высокой точкой воспламенения, что позволяет сохранять стабильность при повышении температуры. Это снижает риск образования отложений на деталях.
  • Степень защитных функций: благодаря более высокому индексу вязкости и противоизносной защите, синтетика имеет более высокий уровень защиты мотора.
  • Экономия: могут снизить расход топлива при больших нагрузках или при высоких скоростях.
  • Интервал замены длиннее: по сравнению с минералкой или полусинтетикой могут работать намного дольше.
  • Синтетика обладает устойчивостью к низким температурам и обеспечивает лучшую смазку в мороз.
  • Уменьшение выхлопных газов: благодаря чистоте двигателя помогают снизить количество вредных выбросов.

Минусы:

  • дорогое средство: как правило, синтетика обходится дороже, чем минералка или полусинтетика;
  • некоторые двигатели могут потреблять больше автомасла;
  • некоторые автомасла нужно использовать со специальным масляным фильтром, который может быть дороже и в установке сложнее.

Полусинтетические

Полусинтетика — это комбинация минералки и синтетики. Часть параметров у нее лучше, чем у минерального, при этом цена ниже синтетического.

Однако не стоит ради экономии самостоятельно заливать полусинтетику, так как основополагающим фактором для выбора моторки служат рекомендации автозавода и допуски. Если использовать неподходящую смазочную жидкость, можно своими руками вывести из строя всю систему.

Плюсы:

  • защита: благодаря сочетанию составов, полусинтетика, в сравнении с минералкой, обеспечивает более эффективную защиту от износа, коррозии, нагара;
  • интервал замены: обычно имеют более длительный промежуток в сравнении с более дешевыми аналогами;
  • ниже потребление топлива: уменьшают трение и повышают эффективность двигателя, что ведет к уменьшенному расходу горючего;
  • широкий диапазон температур: содержание синтетики позволило использовать полусинтетические средства как зимой, так и летом достаточно эффективно.

Минусы:

  • защита двигателя ниже, чем при использовании синтетики;
  • быстрый износ, особенно если не менять моторку вовремя;
  • количество присадок меньше, чем в синтетике, что снижает защитную функцию;
  • в экстремальных условиях теряют эффективность;
  • требуют частой замены.

Классификация моторных масел и их обозначение

Для стандартизации и унификации производства, улучшения качества и эффективности автодвигателей была разработана классификация моторных масел. Это система, которая определяет свойства и качество тех. жидкостей. Обычно эта информация указана на упаковке и помогает водителю выбрать смазку, наиболее подходящую для его марки машины. Существует несколько основных международных типов, рассмотрим самые популярные из них.

API — Американский институт нефти

API-система определяет стандарты качества для бензиновых и для дизельных двигателей. Буква указывает на тип продукта, а цифра — на качество.

  • S — двигатели на бензине;
  • C — на дизельном топливе.

Число указывает на качество моторного масла. Чем оно выше, тем лучше.

ACEA — европейская система

Здесь обозначение также состоит из числа и буквы. Буква указывает на тип ДВС и условия эксплуатации, для которых предназначено масло.

  • A — бензиновые с длительным интервалом замены;
  • B — для дизелей с низким содержанием серы в горючем;
  • C — подходят для дизелей и бензиновых;
  • E — для современных ДВС, которые стоят в коммерческом транспорте.

Число указывает на способность масляной жидкости выполнять заданные характеристики: чем оно выше, тем эффективней.

SAE — система по вязкости при разных температурах

По ней смазки бывают летние, зимние и всесезонные. Обычно обозначение состоит из двух чисел и буквы W (например, 5W30). Первое число говорит о вязкости зимой, второе — летом. Чем ниже первое число, тем лучше моторка сохраняет текучесть при минусе, а это обеспечивает стабильность холодного пуска.

Чем выше второе число, тем выше вязкость в жару и тем лучше сохраняется эффективность масла.

Заключение

При выборе моторного масла учитывайте:

  1. рекомендации производителя;
  2. тип ДВС (хотя большинство продуктов в настоящее время универсальны, стоит учитывать и этот пункт);
  3. текучесть, которая изменяется в разном климате;
  4. допуски автозавода: например, для бензиновых Renault рекомендуется наличие RN 0700, для дизелей Renault — RN 0710;
  5. цену — всегда важный фактор. Так как высококачественный оригинальный продукт обходится дорого, будет соблазн взять копию. Однако в таком случае возрастает риск испортить машину.