Найти тему

Что такое генерализация навыка?

Работа педагога, который обучает особого ребенок похожа на вечную гонку за навыками. Каждый новый день — это новая попытка вырвать у аутизма еще одно умение. И каждое новое обретение — это большая победа, достойная ликования.

Но было ли у вас так, что едва успев отпраздновать победу, вы обнаруживали, что ребенок забывает напрочь о своих умениях, попадая в незнакомую среду? ✖Или стоит вам сместить фокус внимания на новые цели, как отработанный, казалось бы, навык распадается?

Давайте разберемся почему так происходит.

Работу по освоению навыков можно разделить на три составляющие:
1. непосредственно обучение новому навыку,
2. целенаправленная работа по достижению беглости в использовании навыка (то есть его качественные улучшения),
3. поддержание навыка (генерализация и устойчивость).

Обычно, все наши усилия бывают сконцентрированы на первых двух пунктах, а вот третий выпадает из внимания, что и приводит к разочарованиям.

☝ Особенно важна в работе с детьми в спектре генерализация навыка. Во-первых, потому что дефициты в этой сфере зачастую являются частью проблем аутизма, а во-вторых, грош цена тому навыку, который был обретен в кабинете специалиста, но нигде кроме этого места не используется.

Генерализация навыка, иными словами обобщение — это перенос навыка из учебной среды с обычную, бытовую. Например, ребенок может попросить нужный ему предмет не только у специалиста, который его этому научил и не только в том месте, где он научился, но и у других людей, в других местах, при других условиях.

Генерализация бывает нескольких видов:
1. генерализация стимула (ситуационная),
2. генерализация топографическая,
3. генерализация викарная,
4. генерализация во времени (устойчивость восприятия).


🔵 Генерализация стимула — это когда обретенный в ситуации обучения навык используется вне учебной среды. То есть ребенок может демонстрировать выученное поведение с другими людьми, в другом месте, в другое время суток, с другим материалом, рядом с другими людьми.

🔵 Генерализация топографическая — это когда ребенок способен в схожих ситуациях демонстрировать разное функциональное поведение без предварительного обучения. Например, на вопрос: «Как дела?» отвечать каждый раз по разному, в зависимости от контекста: «Отлично», «Неплохо», «Сегодня неважно», «Хорошо», «Норм, а у тебя?».

🔵 Викарная генерализация — это когда обучение происходит в процессе наблюдения за тем, как обучают других людей.

🔵 Устойчивость, как понятно из названия характеризует насколько стабильно ребенок продолжает использовать освоенный навык после отмены вмешательства.

Считается, что генерализация произошла, если выполнены следующие условия:
✔ Ребенок использует навык в условиях, отличных от условий среды обучения, даже после прекращения вмешательства.
✔ Ребенок, помимо выученных способов реагирования, демонстрирует новые формы функционального поведения, которым его целенаправленно не обучали.

Иногда случаются ошибки генерализации:

➖ Сверхгенерализация (когда навык стал использоваться не только по назначению, например при просьбе показать на яблоко, ребенок показывает на яблоко и другие фрукты).
➖ Ошибка стимульного контроля (когда навык закрепился в отношении конкретного стимула, например ребенок при просьбе показать яблоко показывает только на красное яблоко)

Для формирования генерализации прибегают к следующим способам:
▪ ребенка обучают в разных местах,
▪ ребенка обучают на большом количество примеров, моделирующих максимально возможное количество вариантов ситуаций,
▪ ребенка обучает несколько сменяющихся специалистов,
▪ ребенка обучают в ситуации, максимально приближенной к естественной,
▪ выбирают то поведение, которое будет иметь естественное подкрепление,
▪ используют метод гибкого обучения,
▪ при обучении применяют системы непредсказуемых подкреплений (периодическое подкрепление или жетонные системы)
▪ при обучении подкрепляют различные способы реагирования на одни и те же стимулы.

✔ Проект «Развитие и поддержка инклюзивных подходов к организации обучения и психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, включая РАС, в Дальневосточном федеральном округе» реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.

#СоциальныеПроектыИПАП #ИПАП #аутизмОбучение #прикладнойанализповедения #ПАП #АВАтерапия #АВАобучение #ПрезидентскиеГранты #ФондПрезидентскихГрантов