Найти в Дзене
Учимся у истории

Александр III. Внешняя политика царя Миротворца

Император Александр III. Из открытых источников
Император Александр III. Из открытых источников

Правление императора Александра III было не столь уж долгим (1881-1894 гг.), однако в его царствование произошло много значительных перемен по сравнению с предыдущей эпохой. Не обошли эти перемены стороной и внешнюю политику. Причём современники и историки порой высказывали противоречивые оценки, как самой политики в области международных отношений, так и роли в ней самого императора.

Известно, что Александр III получил неофициальное прозвание Миротворца. При нём, в отличие от большинства его предшественников и наследника Россия, действительно, не вела активных военных действий, ей удалось избежать вовлечения в противостояние между европейскими державами. Однако вполне возможно, что отдельные решения императора могли быть ошибочными, привести в итоге к дальнейшему ухудшению с другими державами и в итоге к уже гораздо более глобальной войне, какой стала Первая мировая.

Необходимо признать, что внешняя политика стала при новом императоре гораздо более прагматичной. Известно, что Александр Александрович полагал, что у России не может быть каких-либо постоянных союзников помимо собственных армии и флота. Дипломатические отношения и даже союзы не могут отменить того факта, что каждое государство стремится к защите собственных интересов. Соответственно, именно интересами России и нужно было руководствоваться при принятии внешнеполитических решений.

На практике это достаточно очевидно проявилось в балканской политике Александра III. Балканы на протяжении всего XIX столетия оставались регионом, в котором тесно переплетались интересы, как самих балканских стран, так и великих держав. Всё это делало любой конфликт в данном регионе потенциально опасным для возможности перетекания его в общеевропейскую войну. При отце Александра политика России на данном направлении во многом исходила из идеологических установок. Россия начала войну с Турцией в 1877 году, чтобы помочь обретению независимости таких балканских народов как сербы и болгары, на том основании, что они были не просто славянами, но и православными. Эта война привела к обострению отношений России со многим европейским державами, которые опасались усиления империи и её возможного выхода на простор Средиземного моря после овладения черноморскими проливами.

Однако, в конечном итоге, результаты войны для России оказались достаточно скромными. Конечно, можно было говорить о том, что возникшие на Балканах государства должны были находиться в сфере российского влияния. Однако уже в 1883 году болгарский князь и одновременно немецкий принц Александр Баттенберг начал проводить политику, которая была направлена на то, чтобы избавиться от российской опеки. При этом неизбежно произошло его сближение с Германией и Австро-Венгрией. Болгария заняла те территории, которые продолжали находиться под управлением Турции.

Князь Александр Баттенберг. Князь Болгарии до 1886 г. Из открытых источников
Князь Александр Баттенберг. Князь Болгарии до 1886 г. Из открытых источников

Такое усиление Болгарии вызвало недовольство не только Османской империи, но и соседней православной Сербии, которая и начала войну. Сербы потерпели поражение, но опасность войны с Турцией сохранялась. Александр III в данном случае проявил вполне здоровый прагматизм. Он заявил о том, что не собирается защищать болгарские интересы, но при этом постарался всё же не допустить и вооружённого вмешательства со стороны Турции. Российский император предпочёл также не пытаться установить контроль над Болгарией вопреки Германии и Австро-Венгрии, понимая, что это может привести к серьёзному конфликту. При этом лояльность Болгарии, достигнутая в результате давления, всё равно была бы довольно сомнительной. В данном случае стоит одобрить действия императора, они несомненно помогли избежать участия России в новой балканской войне, которая никак не соответствовала её интересам.

Подобный отказ от союзов и соглашений, основанных исключительно на идеологических основаниях, Александр проводил и в отношениях с гораздо более могущественными державами. В предыдущее царствование Россия являлась участником Союза трёх императоров, в который входили также Германия и Австро-Венгрия. Основанием союза должна была стать общность государственного устройства, все три страны сохраняли сильные монархические тенденции и критически относились к попыткам изменения общества посредством революции. Однако эта идеологическая общность не могла отменить того факта, что интересы России и её западных соседей зачастую не совпадали в слишком многих отношениях. При этом Германия и Австрия стремились к заключению тайных соглашений, которые предусматривали возможность совместной войны уже против России.

В этой ситуации вполне рациональной представляется попытка Александра III не допустить излишнего усиления Германии. Германия в это время стремилась к окончательному утверждению своего превосходства над Францией, которое сложилось в ходе победы во франко-прусской войне 1870-1871 годов. В 1887 году эти две державы оказались на грани новой войны. Русский император в данном случае, действительно, выступил в качестве миротворца. Он использовал все возможности династической дипломатии, лично обратившись к германскому и императору, с которым они были родственниками. Поддержание баланса сил в Европе хотя и вызвало недовольство у немцев, тем не менее, соответствовало интересам России.

Российский император понимал, что внешняя политика тесно связан с внутренней и должна также способствовать экономическому и социальному развитию страны. Экономические интересы России в указанную эпоху также во многом противоречили германским. Россия, которая во многом оставалась аграрной страной, одновременно стремилась к увеличению поставок своего хлеба за границу, но при этом проявляла внимание и к развитию собственной промышленности, для чего использовался такой инструмент как заградительные пошлины. Германия же привыкла рассматривать Россию как рынок сбыта для своих промышленных изделий.

Это противоречие в экономических интересах привело к событиям, которые в истории получили название «таможенных войн». Россия проявила твёрдость в отстаивании своей позиции, что позволило к 1894 году заключить достаточно выгодный торговый договор с Германией. Мы вновь видим, что главной чертой внешней политик Александра III был разумный прагматизм. Российская дипломатия отстаивала экономические интересы своего государства. При этом стараясь, чтобы экономическое противостояние не перешло в вооружённый конфликт.

Важнейшим событием внешней политики в царствование Александра стало заключение русско-французского союза. Этот союз представлялся многим дипломатам невероятным. Ведь Франция на протяжении практически всего XIX века рассматривалась в России как главный политический противник. Кроме того между двумя государствами были существенные идеологические разногласия. Император России весьма критически относился к республиканским идеалам Франции, был весьма недоволен тем, что на французской территории находили убежище многие российские террористы и революционеры.

Однако Франция остро нуждалась в союзе с Россией, так как только он мог бы в какой-то степени гарантировать ей безопасность со стороны Германии. Россия также нуждалась в союзниках, которые помогли бы ей чувствовать себя более уверенно в условиях всё более нараставшего напряжения в отношениях с Германией и Австро-Венгрией. Кроме того, Франция готова была поддержать Россию финансово, предоставив ей крупные кредиты.

Француз и русский братья навек))
Француз и русский братья навек))

Здесь мы вновь сталкиваемся с тем, что Александр III во многом не соответствует той стереотипной оценке, которую ему зачастую дают. Царя часто изображают не просто консерватором, но человеком, который был не способен на то, чтобы допустить возможность существования альтернативной точки зрения. Однако Александр оказался достаточно успешным дипломатом, он пренебрёг всеми идеологическими различиями между Россией и Францией, спокойно выслушал французский гимн «Марсельезу», который был создан во времена известной революции XVIII столетия.

В июле 1891 года Александр III утвердил окончательную редакцию договора, и русско-французское политическое соглашение вступило в силу. В случае нападения на Францию Германии или Италии, поддержанной Германией, и в случае нападения на Россию Германии или Австро-Венгрии, поддержанной Германией, стороны, подписавшие соглашение, должны были оказать друг другу военную помощь. Россия должна была мобилизовать для ведения военных действий 1,6 млн. чел., Франция - 1,3 млн. чел. В случае начала мобилизации в одной из стран Тройственного союза Франция и Россия немедленно приступали к мобилизации.

Весьма сложными были отношения России ещё с одной крупнейшей мировой державой – Великобританией. Оба государства стремились установить свой контроль за территорией Средней Азии, постоянно расширяя свои владения. Великобритания опасалась появления российских войск на индийских границах. Россия, в свою очередь, не хотела допустить возможности контроля Великобритании в регионе Каспийского моря и над территорией современного Казахстана.

При Александре III наступление России в южном направлении продолжилось, в её состав вошли новые территории в Туркменистане, что не могло не вызвать опасения Великобритании. Однако обе страны понимали, что дальнейшее их взаимное продвижение может привести к масштабным столкновениям, которые в конченом итоге лишь ослабят оба государства. В 1885 году между Россией и Великобританией было подписано соглашение, предусматривавшее создание совместных комиссий, которые должны были определить границы между Россией и Афганистаном, тогда находившемся под влиянием англичан. Это соглашение должно было положить конец долгому соперничеству России и Великобритании в Средней Азии. Впоследствии это будет способствовать складыванию такого союза как Антанта, в который наряду с Россией войдут Великобритания и Франция.

Очевидно, что внешняя политика Александра III вводила Россию в новую систему союзов и военных блоков, которая впоследствии сыграет решающую роль в начале Первой мировой войны. Неудивительно, что именно поэтому многие склонны негативно оценивать дипломатические решения России этого периода, несмотря на то, что непосредственно при Александре Александровиче удалось избежать вовлечения в глобальный конфликт.

Однако нужно понимать, что внешняя политика всегда представляет собой выбор из нескольких вариантов, и редко речь идёт о возможности выбрать идеальный. Конечно, можно сказать, что в идеале Россия должна была бы вообще не участвовать в Первой мировой, предоставив это Германии, Франции и Великобритании. Соответственно, не участвуя больше в союзе с Германией и Австро-Венгрией, России не было необходимости в соглашении и с Францией. Однако в реальности вряд ли мы можем представить ситуацию, в которой России удалось бы избежать втягивания в войну. Противоречия с Германией были достаточно сильны, чтобы удалось придерживаться нейтралитета. Если бы Россия позволила Германии разгромить Францию, то она потом бы осталась с опасным противником один на один. Тем более, вряд ли можно предположить вариант продолжения союзных отношений с Германией и Австро-Венгрией.

Таким образом, можно сказать, что Александр III прилагал все усилия для того, чтобы Россия в случае начала глобального противостояния в мире не осталась в нём без союзников. Выбор в качестве союзника Франции представляется вполне разумным решением. Соответственно, можно говорить и том, что вся внешняя политика российского императора была достаточно успешна в своей главной цели – обеспечении безопасности России.