Помните времена, когда мы жили без маркетплейсов? А первый заказ, сделанный через онлайн-платформу? Эти площадки так прочно завоевали свое пространство в нашей жизни, что мы просто не представляем быт без них. Пункты выдачи заказов в шаговой доступности «растут как грибы», франшизы маркетплейсов возглавляют рейтинги популярных франшиз, законодатели придумывают новые законы, чтобы взять под контроль онлайн-торговлю, а все большее количество предпринимателей пользуется ими для того, чтобы продавать свои товары. Нам захотелось рассказать о том, как создавался самый известный и крупный маркетплейс в мире – Amazon. Кто знает, может, эта история вдохновит вас на новые открытия?
Джефф Безос зарегистрировал интернет-магазин по продаже книг 5 июля 1994 года. Он назвал его Amazon (правда, не сразу – 2 первых варианта названия не прижились). Почему Амазон? Потому что буква «А» в начале слова помогала выдавать сайт в первых строках поиска. И, разумеется, – в честь реки Амазонки – самой полноводной реки в мире. Из ручейка клиентов всего через полтора года получилось сформировать поток в 180 тысяч человек. А спустя еще год количество пользователей онлайн-платформы превысило 1 млн.
Два слова об основателе. Джефф Безос закончил Принстонский университет с отличием. Будущий глава Amazon работал в найме (в инвестиционном фонде на Уолл-стрит), но мечтал о собственном бизнесе. Нишу электронной торговли Джефф заприметил, проводя исследование для своего работодателя. Говорят, он увидел статистику темпов роста онлайн-продаж. 2300% в год. Тогда вместе с женой Маккензи Безос решил основать бизнес в перспективной области. Первыми инвесторами предпринимателя стали родственники и друзья семьи. Им удалось собрать 1 млн долларов, а история крупнейшей мировой корпорации началась с продаж книг через всего один сайт.
Через 4 года после создания компании Джефф Безос понял, что достиг максимального развития и решился на 2 важных шага: диверсификацию и выход на новые рынки. Помимо книг сначала на платформе стали продаваться музыкальные диски, а потом видеопродукция и медикаменты. Чтобы покорить Великобританию и Германию, компания приобрела уже существующие сайты по продаже книг в этих двух странах. Кстати, это на Amazon впервые стали практиковать бесплатную доставку при стоимости заказа свыше определенной суммы (100 долларов), давать потенциальному покупателю ознакомиться с кратким содержанием книги (чтобы простимулировать покупку) и публиковать отзывы о товарах. То есть все те инструменты, которыми пользуются сегодня, придумали в компании Amazon!
Ассортимент продолжал расширяться: программное обеспечение, видеоигры, mp3-записи, электроника, одежда, мебель, еда и игрушки стали доступны для покупателей. Акции компании появились на бирже, а Amazon начал создавать подразделения – дочерние компании. Например, «дочка» Amazon Web Services уловила растущие потребности клиентов и предложила платно хранить и обрабатывать данные на своих серверах. Сервис сразу стал востребованным среди пользователей сети. 10 лет назад компания сообщила о том, что 1% мирового трафика проходил через Amazon.
Компания никогда не забывала о книгах. На протяжении своей истории Amazon продавал не только бумажные и электронные, но и аудиокниги. В 2007 году бренд запустил производство электронных книг Kindle (а затем и планшетов). А в 2011 году открыл компанию Amazon Publishing и заявил о партнерстве с популярным издательством комиксов DC Comics. Все эти события стали логичными шагами стратегии по уничтожению одного из конкурентов компании – Barnes & Noble. Теперь эксклюзивные права на электронные версии главных американских комиксов принадлежали Amazon, а купить их можно было только на планшете Kindle Fire.
Другая «дочка» бренда – Amazon Robotics – занялась производством складских роботов в попытке сократить издержки на подготовку заказов. Кстати, первая в мире доставка товара при помощи беспилотника случилась почти 7 лет назад. Как вы понимаете, сделано это было корпорацией Amazon.
2013 год ознаменовался появлением еще одного подразделения компании – Amazon Studios, чья команда занялась производством полнометражных фильмов и сериалов (кстати, именно они отвечали за провалившийся в рейтингах первый сезон TV-шоу «Кольца власти» по миру Толкина). На этом работа Amazon в мире киноиндустрии не закончилась: в мае 2021 года компания купила одну из старейших студий Голливуда – Metro-Goldwyn-Mayer (MGM). И права на кинофраншизы о Джеймсе Бонде, «Рокки» и «Хоббите» оказались в распоряжении корпорации.
Среди других громких акций стоит рассказать еще об одной. Компания Amazon купила оффлайн-магазины Whole Foods Market, а год спустя анонсировала открытие первого в мире супермаркета без кассиров. Amazon Go – это магазин, где можно выбрать понравившийся товар, скачать приложение, сгенерировать QR-код и уйти из магазина с покупкой (деньги автоматически спишутся со счета покупателя).
В 2021 году основатель компании Джефф Безос заявил, что покидает пост генерального директора. Предприниматель остался в совете директоров, но после проведенных кадровых изменений и на фоне мировых событий корпорация начала терпеть убытки. В 2022 году акции Amazon упали на 42%. Как компания планирует выходить из кризиса? Руководство намерено сократить штат сотрудников.
Кстати, работники Amazon многократно рассказывали о жестких условиях работы в компании. Сотрудники утверждали, что находятся под постоянным контролем, за ними наблюдают через камеры видеонаблюдения и штрафуют. Корпорация признала, что у водителей компании не хватает времени на положенный обед, отдых и естественные нужды, и обещала решить проблему. Работники складов тоже объявляли о подобных сложностях. Читая о таком, невольно вспоминаешь серию скандалов вокруг российской онлайн-площадки Wildberries. Очевидно, в погоне за максимальной оптимизацией работы маркетплейса, сокращением убытков и получением прибыли компании действуют по похожим схемам.
Да, сегодня Amazon – это огромная экосистема с производством электроники, медиа-холдингом, хостингом, хранением данных, рекламными услугами, доставкой товаров, сервисом бесплатного доступа к фильмам и загрузкам для активных клиентов, товарами для детей, дронами и разработкой игр. Но наибольшую прибыль компании все равно приносят онлайн-продажи. Главный рынок по-прежнему американский несмотря на то, что у корпорации много филиалов за пределами США, а также список стран, где работают ее интернет-магазины.
Можно ли открыть ПВЗ Amazon по франшизе? Не совсем. Корпорация практикует систему выдачи заказов, отличную от привычных нам Ozon и Wildberries. Несколько лет назад компания запустила сервис Amazon Counter, при помощи которого можно доставить посылку в магазины с шаговой доступностью от заказчиков. Такие площадки с радостью подключаются к нему, потому что такой подход помогает популяризировать точки ритейлеров. Более того, Amazon смог организовать выдачу заказов даже в полицейском участке!
Нововведениям компании Amazon можно посвятить сотни книг, ведь они приносят ей многомиллиардную выручку. Только вдумайтесь, в 2022 году корпорация заработала 514 млрд долларов! Мы обязательно сделаем подборку уникальных маркетинговых ходов – теперь уже классику продвижения. А пока продолжим следить за трендами, которые задает экосистема Amazon.
#amazon #амазон #франшиза #франчайзинг #онлайнплатформа #маркетплейс