Многие родители, отвечая на вопрос, чего бы им хотелось пожелать для своих детей, говорят, что хотят, чтобы ребенок был счастлив и вырос грамотным человеком. Под грамотностью они понимают профессионализм, хотя еще несколько лет назад понятие о грамотности было иным.
Если вам больше сорока лет, вы могли лично знать людей, которые не учились в школе, не умели читать и писать. Это могли быть ваши бабушки и дедушки, люди того поколения.
Сейчас, в наше время, кажется, что умение читать и писать — это базовые навыки, без которых невозможно жить. Но так было не всегда, какое-то время их было достаточно, чтобы считаться грамотным и более-менее образованным человеком.
Несмотря на то, что уровень грамотности населения значительно вырос, в мире до сих пор являются неграмотными 877 миллионов человек, большинство из которых, как вы уже догадались, женщины. Эти люди живут в Юго-Восточной Азии (из десяти человек там не умеют читать четыре), в Северной Африке, Латинской Америке.
В нашей стране, по данным переписи населения 2010 года, 90 процентов жителей окончили среднюю школу и получили высшее образование. По этим данным можно сделать вывод, что пока с грамотностью у нас все в порядке.
Эту гипотезу подтверждают данные о продажах на рынке литературы. Продажи классической литературы в бумажном виде продолжают расти, в том числе среди молодежи до 30 лет. Мы продолжаем быть читающей нацией, что не может не внушать оптимизм.
Сейчас понятие грамотности сильно расширилось, оно не сводится только к умению писать, читать, считать. Выделяют много видов грамотности, и чем большим количеством видов обладает человек, тем более он успешен в социуме.
Давайте рассмотрим основные виды грамотности.
1. Элементарная — это как раз та грамотность, которой обладает любой ученик начальной школы, когда человек умеет читать, писать, выполнять простейшие арифметические действия, считать. Любой ребенок сможет сказать, что он видит пять машин или восемь яблок, сможет написать это при помощи слов и цифр.
2. Общекультурная — базовые представления человека о мире, обществе, людях, искусстве, литературе и т.д. Антиподом общекультурной грамотности является необразованность, дилетантизм, ограниченная компетентность. К этому виду грамотности можно отнести понимание человеком норм и правил поведения в социуме, особенности национальных культур.
3. Творческая — способность человека создавать что-то новое, применять нестандартный подход, обогащать опыт человечества своим креативным взглядом на мир. У любого ребенка заложена творческая грамотность, просто не каждому родителю удается раскрыть этот потенциал.
Также можно выделить экологическую, музыкальную, политическую, компьютерную, лингвистическую грамотность и еще много других видов.
Развивать каждый можно бесконечно, и целой жизни будет мало. Наличие у человека какого-то одного вида грамотности не делает его автоматически грамотным во всех сферах. Родители не всегда могут ответить на вопрос, какую именно грамотность они хотят развивать у ребенка.
Звучат самые разные ответы, кому-то достаточно элементарной грамотности, а кто-то хочет объять необъятное. Я обычно рекомендую отталкиваться от талантов и интересов ребенка, но при этом не забывать о базовых вещах, типа правил поведения в социуме, уважении своего и чужого пространства, навыков работы с информацией, критического мышления и т.д.
А вообще, я очень приветствую и всегда поддерживаю стремление родителей быть грамотными самим и вырастить грамотных и счастливых детей.
А вы считаете себя грамотным человеком? В какой области ваша грамотность выше среднего?
Если вам понравилась статья, пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на мой канал.
Канал «Мама, не ори!»: пишу для тех, кто воспитывает детей и интересуется жизнью✍