Британский офицер полковник Реджинальд Дайер - ключевая фигура в освобождении Индии от британского владычества. Он не являлся лидером освободительного движения и не стремился к тому, чтобы освободить Индию. Он был настоящим британцем, а потому не считал индийцев за людей. Поэтому в 1919 году, не раздумывая, отдал приказ расстрелять мирную демонстрацию протестующих.
Причем, сделано это было не ради разгона толпы. Наоборот, его войска заблокировали безоружных индийцев и стреляли по ним пока у них не кончились боеприпасы. Даже английское правительство сочло, что Дайер "перегнул палку", убив больше тысячи безоружных демонстрантов, включая шестимесячного ребенка, и вынуждено было отозвать его на родину, где полковника, впрочем, встретили как героя.
А еще этот британский офицер был известен "оригинальными решениями" в отношении аборигенов. Однажды в наказание за нападение на англичанку на улице (нападение было, кстати, результатом его колониальной политики, стимулировавшей антибританские настроения), Дайер приказал всем индийцам, появлявшимся на этой самой улице, перемещаться по ней строго на коленях, не поднимая голову от земли.
Подобные "мудрые" действия колонизаторов очень помогали национально-освободительному движению Индии. И Дайер, сам того не желая, стал ключевой фигурой процесса освобождения страны от британского ига, сделав его необратимым. Вернувшись в Великобританию, полковник был оправдан государственной комиссией и спокойно ушел в отставку, а благодарная английская общественность пожертвованиями собрала ему огромную сумму и подарила почетный меч.
Тем не менее, нашлись в Англии люди, которые осудили действия Дайера. В ответ на их клевету полковник до конца жизни публиковал статьи в английской прессе, где объяснял свою жестокость. Правда, меняя показания от статьи к статье: то он стремился предотвратить мятеж, то пытался запугать местное население, склонив его жестокостью к покорности, то желал отстоять честь Британии. Но в итоге сомнения закрались и в его душу. Умирая, он сказал, что устал от споров о его действиях и хочет лишь предстать перед Богом, который и рассудит, кто прав в оценке его действий.
"Образец британской доблести" подзабыл, что в аду Бога нет...