Князь Фёдор Юрьевич Ромодановский сыграл важную роль во время правления Петра I.
Князь оказал поддержку юному царю в его конкуренции с сестрой Софьей. Ему было доверено присматривать за царевной, которая находилась в заключении в Новодевичьем монастыре.
Он стал отцом-основателем первой тайной службы в истории Российского государства - Преображенского приказа тайных дел.
Инициатива создания этой спецслужбы, скорее всего, не принадлежала юному царю. Вероятно, сам Ромодановский решил учреждением приказа усилить свою роль и влияние на Петра, который вскоре стал царём.
Ромодановский несет ответственность за то, что пристрастил молодого Петра к распитию алкоголя и распутству. И поощрял все самые безнравственные наклонности царя, надеясь подобным образом твердо привязать его к себе и оказывать на него последующее влияние.
Одной из странностей, выдуманных молодым Петром, был "всешутейший, всепьянейший и всесумасброднейший собор". Ромодановский получил от Петра титул "князя-кесаря" в этом "соборе". Любовь придворных к царю, в то время стала подтверждаться способностью употреблять много водки и осмеивать обычаи русского народа. Сам Петр и его друзья по "собору" придумывали всем непотребные клички, которые, нельзя публиковать в силу цензуры.
Отношения между Петром и Ромодановским отличались от привычных придворных иерархий. Царь видел в Ромодановском наставника, что объяснялось их возрастной разницей. Петр часто писал письма Ромодановскому в стиле поклоняющегося подданного государю в этих письмах он подписывался именем - Петрушка Алексеев.
И это продолжалось не только в юности Петра, но и позднее. Ромодановский был единственным в титулах и почете, и Петр не въезжал в его дворец, а оставлял лошадь или карету за воротами и входил к нему пешком.
Можно точно сказать, что этот человек вызывал страх не только у современников Петра I, но и самого царя. Современники Петра I, часто писали доносы и кляузы на наставника. А многие внимательно изучали его характер и деятельность.
Так своей характеристике князя Ромодановского Бантыш-Каменский написал, что он был жестоким человеком и лишенным сострадания. Внешний вид, взгляд и голос князя вызывали ужас у других людей. Он вешал воров за ребра, в результате чего однажды было повешено 200 человек. Сам Петр неоднократно упрекал Ромодановского в его жестокости.
Куракин описывал Ромодановского как монстра по внешности, злобного тирана, не причиняющего блага кому бы то, ни было и постоянно пьяного.
А в романе А. Н. Толстого "Пётр I" князь Ромодановский представлен как преданный союзник царя, жесткий и безжалостный, готовый предпринять любые действия для сохранения власти Петра.
Однако князь Ромодановский получал сильнейшее доверие Петра и не смотря на разного рода кляузы.
Петр, отправляясь в марте 1695 года в Азовский поход, назначил князя-кесаря своим наместником, дав ему полномочия производить во все чины.
Петр никогда не вмешивался в дела Ромодановского, и князь имел полную свободу в управлении тайной полицией. Ромодановский имел право иметь влияние на другие приказы, коллегии и местные власти. Даже после создания Сената и отъезда царя на войну в 1709 году, Ромодановский не потерял своей роли, поскольку Преображенский приказ не подчинялся Сенату.
В результате своей жизни, Фёдор Ромодановский оставил очень интересный след в истории России. Его взаимоотношения с Петром I по-прежнему вызывают споры и дебаты среди историков. Однако безусловно, Ромодановский сыграл важную и неоднозначную роль в раннем правлении Петра I. Несмотря на то что его методы были не всегда гуманны и красивы он был нацелен на поддержание власти и помощь молодому царю. Все это делает его очень важной фигурой в истории Российского государства и становлении его репрессивного режима.