Найти тему
Лабиринт

Какой была жизнь воспитанниц Смольного института благородных девиц?

В 1764 году был открыт Смольный институт благородных девиц – первое в России женское учебное заведение. Чему учились, как жили в пансионе воспитанницы Смольного? Об этом в своей книге «Беседы о русской культуре» рассказывает известный культуролог Юрий Лотман.

Обучение в Смольном институте длилось 9 лет. Сюда привозили маленьких девочек 5-6 лет, и в течение всего времени обучения они жили в институте, как правило, не видя, или почти не видя, дома. Если родители, жившие в Петербурге, еще могли посещать своих дочерей (хотя эти посещения специально ограничивались), то небогатые, особенно провинциальные, институтки на годы были разлучены с родными.

Такая изоляция смолянок была частью продуманной системы. В основу обучения клался принцип замкнутости: институток вполне осознанно отделяли от домашней атмосферы. Традиция эта восходила к идее отгородить воспитанниц от «испорченной» среды их родителей, вырастив из них «идеальных людей» по просветительской модели.

-2

Обучение в Смольном институте, несмотря на широкие замыслы, было поверхностным. Исключение составляли лишь языки. Здесь требования оставались очень серьезными, и воспитанницы действительно достигали больших успехов.

Из остальных же предметов значение фактически придавалось только танцам и рукоделию. Что же касалось изучения всех других наук, столь пышно объявленного в программе, то оно было весьма неглубоким. Физика сводилась к забавным фокусам, математика — к самым элементарным знаниям. Только литературу преподавали немного лучше, особенно в XIX веке, в пушкинскую эпоху, когда профессорами в Смольном институте стали А. В. Никитенко, известный литератор и цензор, и П. А. Плетнев — приятель Пушкина, которому поэт посвятил «Евгения Онегина».

-3

Но самым тяжелым для институток оказывалась суровость распорядка. Подъем — в 6 часов утра, уроков ежедневно — 6 или 8 (правда, на уроках зачастую мало что делали, но присутствие было обязательным).

Отведенное для игр время строго ограничивалось. Воспитательницы, от которых зависел реальный режим жизни в институте, как правило, не имели педагогического образования и образцом избирали уклад монастырского приюта или казарменный режим.

-4

Плохим было и питание смолянок. Начальство, особенно экономы, злоупотребляли своим положением, наживаясь за счет воспитанниц. Однажды на маскарадном балу одна из бывших институток рассказала об этом Николаю I. Царь не поверил. Тогда она сказала, чтобы он приезжал с черного крыльца, прямо на кухню, без предупреждения.

-5

Николай I, на практике множа бюрократию, любил эффектные сцены непосредственного вмешательства царя, который наказует зло, чинит расправу с недостойным и награждает достойного. Он действительно нагрянул на кухню и лично попробовал бурду, наполнявшую котел. В котле кипело какое-то варево.

«Что это?» — гневно вопросил Николай. Ему ответили: «Уха». В супе действительно плавало несколько маленьких рыбок… Однако эффектная сцена не изменила положения: эконом в конечном счете выпутался, и все окончилось для него благополучно.

👉🏻 Подписывайтесь на наш канал, чтобы иметь книжные рекомендации на любой случай!