Найти в Дзене

Не стыдись ошибок, а учись на них!

Шестиклассник на консультации списывает текст. Мать заглядывает в его листок:

– Так, что это за слово – альбом? Почему оно у тебя начинается на О? Это же словарное слово!

Острый ноготь, как указка, сканирует написанное и грозно замирает, указывая на ошибки:

– А это что? Ты что, "надолго" раздельно написал? Это же наречие! Какое есть правило? Ну? Не помнишь уже? Наречия пишутся слитно!

На лице учащегося равнодушие и скука. Он пожимает плечами и просто терпит, когда всё это закончится.

Наш куратор вежливо просит родительницу не делать за нас нашу работу. Проверить текст мы должны сами: для этого и проводится консультация.

Проверка займёт около минуты. Ошибки будут исправлены и сосчитаны, но ученику мы не зададим никаких вопросов. Указывать на ошибки мы тоже не станем, тем более не будем их комментировать. Это тест не на проверку "знаний", как думают родители.

Для чего же он тогда писал? Это нужно сейчас не ему, а нам. Это тестирование для выявления дисграфии и для наблюдения за процессом письма ученика.

В данный момент нас интересуют не столько ошибки, сколько скорость и ритмичность письма, объём оперативной памяти и внимание.

Мы наблюдаем поведение при письме. По манере списывания мы увидим: а) прочёл или нет школьник то предложение, которое начал писать; б) плавно ли пишет фразу от начала до конца или же письмо прерывистое, "дискретное" – по одному слову; в) каков объём его внимания при письме; г) как скоро наступает торможение внимания.

Дисграфики медленно клюют из текста по одному слову. Они не могут удержать в голове смысл предложения. Многие, не прочтя, сразу же начинают списывать, нимало не заботясь, о чём речь.

Написал слово – ищет другое. При этом может перепутать строчки, пропустить или списать не то слово, но бессмыслицы не видит: для него всё одинаково лишено смысла. С тем же успехом мог бы списывать слова, написанные справа налево.

В беседе мы можем только спросить, о чём был текст. Далеко не каждый помнит или понял, о чём. Нередко ученик в ответ молчит или пожимает плечами. Списанные друг за другом слова сразу рассеялись в голове и не успели сложиться в осмысленные фразы.

Поэтому тыкать пальцем в ошибки сейчас бесполезно. Для ученика пока что любой новый текст – тарабарщина.

Сами учащиеся и многие родители не понимают, в чём проблема и не могут ее сформулировать. Родители ошибочно думают, что ученик не умеет применять правила.

Но прежде всего стремиться надо не "применять правила", а научить писать осмысленно. Это значит понимать смысл фраз, реагировать на трудность, различать грамматические позиции и, главное, быстро принимать решения. Проще говоря, письмо таких учеников нуждается в радикальной перепрошивке. Нужно отказаться от бесполезных школьных стереотипов: правил, вредных проверок, бездумных повторений частей речи и т. д.

Управлять письмом теперь будут алгоритмы. Понять их способен любой ученик, но этого мало. При письме важно внимание. Его надо включить, настроить и держать столько, сколько необходимо. Нельзя сразу бросаться писать, как это делает большинство неуспевающих. Мы учим считать нужные позиции, а в момент письма применять текст-контроль, он активирует внимание. К третьему дню обучения письмо ученика резко меняется: он научился применять алгоритм и уже может себя контролировать. Вот теперь можно спросить и про ошибки. Но делать это будем мы, а не мама, водя пальцем по листочку. На своих ошибках школьник должен учиться, а не стыдиться их и оправдываться. Для этого у нас есть увлекательный челлендж "битва титанов". За участие в нём всегда идут настоящие битвы – к доске рвутся даже самые робкие и стеснительные. И это ко всему прочему говорит ещё и о том, что к третьему занятию нерешительность и страх проходят у всех.

Наталья Романова, автор книги "Идеальная грамотность. Русский язык без правил и словарей"
Наталья Романова, автор книги "Идеальная грамотность. Русский язык без правил и словарей"

Ближайшие курсы в СПб пройдут 20-29 августа. Запись по тел. +7-812-924-48-52