В России проводят реформу контрольно-надзорной системы, в результате чего Росстандарт потеряет возможность проверять качество топлива на АЗС. В этой связи рынок может наполнить контрафакт.
Две основные проблемы сейчас – это дефицит присадок и отсутствие контроля качества конечной продукции. Например, нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) может отгружать топливо, соответствующее всем современным нормам. Однако на АЗС оно попадает через посредников. На этом этапе зачастую и начинаются проблемы.
Дело в том, что по закону НПЗ должен иметь резервный бак объемом не менее 1000 тонн. Если, предположим, предприятие располагает баком на 900 тонн, то оно считается нефтескладом. Специальных требований к качеству продукции нефтескладов нет. Поэтому контрафакт зачастую поставляют на рынок именно такие нефтебазы.
Некачественное топливо чаще всего можно встретить на небольших несетевых заправках или в тех филиалах сети, которые работают по франшизе. Покупатель в праве потребовать документы на продукцию, однако зачастую нужных бумаг у продавцов не оказывается.
Раньше Росстандарт проверял АЗС по трем пунктам: качество горючего, документация на него и недолив.
А вскоре могут возникнуть проблемы и с зимнем дизелем. Полностью перейти на присадки отечественного производства НПЗ не могут, поэтому приходится привозить санкционную продукцию в рамках параллельного импорта. Естественно, усложнение логистики приводит к увеличению стоимости такой химии. Небольшим АЗС закупать качественное зимнее дизельное топливо будет невыгодно.
Национальный автомобильный союз готовит обращение к премьер-министру с просьбой вернуть регулярные проверки качества топлива на АЗС.