1943 год
Минск
В доме Кузьмы Лаврентьевича Матузова оперативники рассказали зачем они прибыли в Минск (смотри публикацию «Взорвать Вильгельма Кубе. Проскочили»).
Начали гадать, где может проходить банкет 6 сентября. На что Матузов ответил, что скорее всего банкет будет проходить в столовой службы безопасности — СД.
Столовая расположена в бывшем здании историко-филологического факультета, в расположенном в центре Минска университетском городке.
Далее выяснилось, что в этой столовой официантками работают два члена подпольной группы Матузова: Капитолина Гурьева и Ульяна Козлова.
Договорились, что Матузов познакомит оперативников с ними.
На другой день на встречу пришли обе девушки. Капитолина Гурьева была тихая, робкая и застенчивая молодая девушка, глядя на которую трудно было подумать, что она может быть замешана в чем-то серьёзном, а тем более быть членом подпольной группы. Это устроило оперативников. Кто подумает на такую скромницу, что она человек, способный на диверсию. Девушка понравилась оперативникам своей выдержкой и спокойной реакцией на то, что ей объяснили, что именно ей придется сделать. После этого перешли к практической стороне дела.
Гурьева подробно рассказала о столовой, где что и как, о каждом предмете в главном зале. Капа, так сокращенно звали девушку, рассказала, что в зале на перевёрнутой бочке стоит кадка с пальмой, и если под неё положить взрывчатку…
Далее последовали расспросы: смогут ли девушки вдвоём поднять эту кадку, чтобы положить под неё взрывчатку и взрывное устройство. Капа сказала, что поднимут. Уже раз втроём при уборке помещения поднимали. Поднимут и вдвоём.
Далее обсудили, как пронести взрывчатку в помещение. Договорились, что тол привезёт Иванов, а маломагнитную мину им передаст Дарья Николаевна, жена Матузова.
Предупредили, что исполнители сразу после операции обязаны будут уйти в лес вместе с семьями. Капа сказала, что у неёмать и две младшие сестрёнки. Она их предупредит, чтобы были готовы сразу же уехать, как за ними приедет машина Иванова.
Что касается Ульяны, то она 6 сентября выходная, а потому на неёвряд ли падет подозрение. Потому Ульяна заявила, что останется в городе.
Девушек ещё проинструктировали, как обращаться с взрывчаткой и миной. Обговорили операцию во всех, самых мелких деталях.
После чего девушки ушли.
А ведь совсем ещё девчонки, 18-20 лет всего. Какая выдержка и самоотверженность, тем более, что всему Минску было известно о трагедии при покушении в театре!
" К осени сорок третьего мишенью № 1 стал именно Кубе. Задание на его ликвидацию получили группы диверсионного спецназа госбезопасности, разведуправления генштаба РККА, расположенные неподалеку от Минска партизанские отряды и подпольщики города. На генерального комиссара Беларуси практически одновременно — хотя без общей координации действий — готовилось более 10 покушений, в том числе с помощью такой «шпионской экзотики», как применение бутылок с зажигательной смесью, ядов и бактериологического оружия. Большинство этих планов до реализации так и не дошло, а две попытки уничтожения Кубе в людных местах закончились неудачей.
При минировании ложи в театре 22 июня 1943 года самодельное взрывное устройство сработало раньше времени, что привело к гибели участников акции — партизан отряда » За Советскую Белоруссию» Анатолия Толстого, Василия Оглазинского и значительного количества мирных минчан. При этом жертвы оказались совершенно напрасными: организаторы акции упустили из виду, что спектакли шли отдельно для местных жителей и немцев, и Кубе на первые никогда не ходил."
(Источник: Ваупшасов)