Найти в Дзене

Зачем нам столько инженеров-троечников?

Государство продолжает активно стимулировать развитие технических направлений в образовании. В этом году выделено значительное количество бюджетных мест по инженерным специальностям: 40%.. Это связано с нехваткой учащихся в этих областях в прошлом году, когда университеты изо всех сил пытались привлечь студентов. В то же время наблюдается снижение интереса выпускников школ к профильным физико-математическим дисциплинам. Однако, несмотря на эти тенденции, государство продолжает активно поддерживать и финансировать исследования и разработки в области технологий. Все это делается для достижения научно-технического суверенитета России и быстрого импортозамещения.

  • В этом году в российских вузах общее количество бюджетных мест составляет чуть более 626 тысяч. Из них 40% - для инженеров и информационных технологий. Это означает, что для выпускников 11 классов доступно более 180 000 бюджетных мест в технических вузах.

На эти места могут претендовать абитуриенты, успешно сдавшие профильную математику и еще один экзамен по предметам физики, информатики или химии. Обратите внимание, что сдача математики является обязательным условием. В этом году этот предмет сдали 282 тысячи одиннадцатиклассников. Этот показатель на 20 тысяч меньше, чем в 2022 году, и на 84 тысячи меньше, чем в 2021 году.

Важно отметить, что количество бюджетных мест, выделенных за последние два года, оставалось примерно одинаковым. Однако, как мы помним, был недостаток. Также следует отметить, что далеко не все абитуриенты, выбравшие профильную математику, хотят стать инженером. Проблема не столько в достижении неудовлетворительных результатов (в среднем 7-15% в зависимости от региона), сколько в несоответствии требованиям для поступления в вузы.. В прошлом году таких случаев было не менее 20%: из 302 тысяч человек только 240 тысяч выпускников преодолели обязательный порог в 39 баллов.. На данный момент статистики за текущий год нет, но если применить ту же квоту в 20%, то из 282 тысяч выбравших профильную математику в конкурсном отборе смогут принять участие не более 226 тысяч человек. университеты

Соревнование кажется довольно забавным.. Однако стоит отметить, что далеко не все, кто изучает профильную математику, выбирают технические вузы. Некоторые предпочитают педагогику, экономику, менеджмент или социологию. Поэтому важно выяснить, сколько выпускников выбирают физику, химию и информатику. Однако ситуация с физикой разочаровывает. Его популярность снижается с каждым годом. В этом году его выбрали всего 89 000 человек, что составляет 14% от общего числа участников ЕГЭ.. Это наименьшее число за последние десять лет. Если в период с 2012 по 2016 год доля школьников, сдавших этот экзамен, составляла от 26 до 27%, то в последние годы этот процент сократился до 16-18 (в 2021 году сдали 128 тысяч, а в 2022 году – 124 тысячи)

Оценки по физике обычно невысокие.

В области физики не сдают экзамен, обычно, около 5%. Впрочем, средний результат тоже не впечатляет и составляет 54,8 балла. Однако он мало чем отличается от среднего балла по математике (55,6) и химии (56,3).

Кстати, об экзамене по химии. В этом году число выпускников, выбравших этот предмет, сократилось до 74 тысяч. Это также ниже, чем в предыдущие годы (95 тыс. в 2022 г. и 106 тыс. в 2021 г.). Этот экзамен не раз становился предметом скандалов. Он, вероятно, имеет наибольшую долю из двух (до 30-40% в некоторых регионах). Учащиеся, родители и учителя постоянно жалуются на неразрешимые проблемы, нечеткие формулировки и странные критерии оценивания. Неудивительно, что в наши дни многие люди боятся выбирать химиотерапию. Ни увеличение количества мест, финансируемых государством, ни снижение минимальных баллов по направлениям, связанным с химической промышленностью, не могут заставить абитуриентов идти на риск.

Однако число выпускников, успешно сдавших экзамен по информационным технологиям, растет. Если в 2020 году подали заявки 105 тысяч выпускников, то в этом году их уже 130 тысяч. Молодежь стремится войти в IT-сферу, где есть возможность хорошо зарабатывать и получать льготы. Однако количество бюджетных мест по этому направлению значительно сократилось, особенно в таких престижных вузах, как МФТИ, ИТМО, ВШЭ, МГУ и СПбГУ. При этом коммерческие отделения, на которые приходится более 55% от общего числа студентов, не страдают от недостатка желающих учиться. Многие студенты, получившие низкие баллы по информационным технологиям, предпочитают платить за обучение в Москве и Санкт-Петербурге, а не поступать в региональные вузы. Большая часть из 40% вакансий, выделенных государством для технических управлений, находится в провинции. Таким образом, только половина студентов, сдавших ИТ, реально может рассчитывать на получение бюджетного места.

Если сложить половину всех сдавших физику и химию, получится число меньше 230 тысяч. Это число меньше, чем у тех, кто выбрал профильную математику. Часть этого числа (примерно 20%, как и в предыдущие годы) не смогла пройти порог, необходимый для поступления в вуз.

Что будет дальше?

На 180 000 бюджетных мест осталось около 180 000 претендентов. При этом часть химиков и физиков выберет платные факультеты известных вузов. На самом деле соотношение будет менее благоприятным. Конечно, приемные кампании всегда нервные. Как обычно, искусственный ажиотаж создается тем, что каждый абитуриент подает документы на несколько специальностей. Все это сопровождается суетой, беготней и слезами. Однако реальная конкуренция в большинстве технических вузов будет очень низкой, и снова возникнет дефицит. Другими словами, реальной конкуренции практически не будет. Хорошо ли, что даже самые слабые студенты массово доминируют на инженерные специальности?

-2

Есть и другие факторы, которые имеют регулирующее влияние. Вероятно, лишь небольшая часть бывших троечников, поступивших в университеты, будет разрабатывать самолеты, строить мосты и автоматизировать системы управления.. По статистике, только 49% работают в нашей стране по специальности, полученной в университете. Кроме того, в этом случае около трети учащихся не получат дипломы. В технических вузах самый высокий процент отсева: от четверти до трети студентов бросают обучение в течение первых 2,5 лет обучения.. Кроме того, исследования Центра социологии высшего образования показывают, что студенты, поступившие в вузы с низкими баллами ЕГЭ (менее 50 баллов), подвергаются наибольшему риску отчисления.. Они выбывают из вуза в 1,5 раза чаще из-за слабой базы обучения в школе, чем по другим причинам, и чаще всего это происходит в первой волне отсева.. Одни терпят неудачу после первого полугодия, другие бросают после второго или третьего, потому что чувствуют, что не справляются с учебным планом..

  • Может быть, не стоит выделять такое большое количество бюджетных мест на все это? Если эта стратегия неэффективна, зачем ее продолжать?