Найти в Дзене
ЗОЖ

Указы Елизаветы Петровны

Оглавление
Елизавета Петровна
Елизавета Петровна

Указ, запрещающий брать взятки

КОГДА: 27 августа 1760 года ПОДПИСАЛА: Елизавета Петровна

Взяточничество - давняя русская проблема, с которой боролись во все времена, но искоренить привычку «благодарить» за оказываемую услугу не смогли даже самые суровые правители. Зато ее могли осмеять писатели: все помнят, насколько комичны и нелепы были гоголевские чиновники в «Ревизоре». «Ненасытная жажда корысти дошла до того, что некоторые места, учреждаемые для правосудия, сделались торжищем», - красноречиво возмущалась Елизавета Петровна и официально издала указ, запрещавший государственным служащим брать взятки. При этом если раньше проворовавшихся чиновников подвергали телесным наказаниям, то теперь - просто понижали по службе или увольняли. Никаких кнутов, казней и конфискаций, характерных для Петровской эпохи.

Со взятками продолжила бороться и следующая императрица, причем иногда очень необычными способами. Однажды Екатерина II отправила одному вороватому служащему... кошелек длиною в аршин. Такой вот креативный укор от государыни.

Указ об учреждении Русского императорского театра

КОГДА: 30 августа 1756

ПОДПИСАЛА: Елизавета Петровна

Императрицей Елизаветой был дан указ Сенату «учредить Русский для представления трагедий и комедий театр» -так в России началась новая эпоха. Но чего же особенного было в этом нововведении, ведь театры существовали в отечестве и до правления этой царицы? Ответ можно найти у русского мемуариста XIX века Николая Дризена: «С этого дня начинается существование русского драматического театра. С этого дня государство считается с ним как с постоянным учреждением. С этого дня прежний скоморох, фигляр легализуется в русского актера, получает права гражданства».

Итак, это был первый профессиональный театр. Его директором стал Александр Петрович Сумароков, а первыми русскими актерами - Федор Волков и его ярославская труппа. Когда-то он устраивал представления в кожевенном амбаре, но делал это столь вдохновенно, что слух о театральном самородке дошел до императрицы. Примечательно, что сначала в труппе мужчины-актеры играли и женские роли, но вскоре их ряды пополнили представительницы прекрасного пола. Одной из самых знаменитых первооткрывательниц в этой области стала Татьяна Троепольская, дебютировавшая на театральных подмостках в 1757 году.

«Женщинам и девицам, имеющим способность и желание представлять театральные действия, также петь и обучать тому других, явиться в канцелярии Московского Университета», - гласило объявление, в итоге приведшее молодую красавицу на придворную сцену в Петербурге. Так что указ не просто вывел статус театра на новый уровень, но и подарил не только мужчинам, но и женщинам возможность профессионально выступать на сцене. А жителям Петербурга - новое культурное развлечение.

УКАЗ О ВЫСЫЛКЕ КО ДВОРУ КОТОВ

-2

КОГДА: 24 октября 1745 года

ПОДПИСАЛА: Елизавета Петровна

Зачем же при петербургском дворе понадобились коты? Все очень просто: дворцовые покои заполонили мыши и крысы, которые уничтожали царские запасы и нарушали покой «веселой императрицы». Только представьте: посреди изящной беседы, за поеданием дичи и распитием токайского вина вдруг раздавался писк грызунов С их засильем необходимо было бороться, причем обычные коты, рожденные на берегах Невы, для таких важных целей не годились. «.. .Сыскав в Казани здешних пород самых лучших и больших тридцать котов, удобных к ловлению мышей, прислать в С.-Петербург ко двору ее императорского величества с человеком, который бы мог за ними ходить и кормить», - гласил царский указ. Важно, что для охраны покоев выписывали именно казанских котов, о чьих ловчих способностях ходили легенды. Все прибывшие животные были пожалованы в лейб-гвардейцы - на службе как-никак.

Пушистые вояки хорошо справились с поставленной задачей, а с окончанием строительства Зимнего дворца поселились и в новом помещении, где закрепились на несколько веков.

Кстати, сейчас в Эрмитаже тоже живут коты, но как музейные смотрители.