На самом деле автомобиль действительно сыграл решающую роль в становлении Роджера Мура как Агента 007. Дело в том, что после окончательного ухода из франшизы Шона Коннери режиссеры никак не могли подобрать для вечно ироничного Мура амплуа агента Mi6. И вот, когда после не самого удачного дебюта в фильмах "Живи и дай умереть другим" и "Человек с золотым пистолетом", было решено перегрузить и полностью переосмыслить характер Джеймса Бонда. Именно поэтому в картине "Шпион, который меня любил" Мур наконец-то раскроется полностью. Критики считают, что это один из самых лучших ироничных фильмов серии о Бонде. Ну а поскольку Бонд Коннери навсегда будет ассоциироваться с автомобилем Aston Martin DB5, то для Мура было решено найти новый спорткар.
Есть очень красивая легенда которая гласит, что Дон Маклаухлан, глава отдела по связям с общественностью Lotus в 1970-х годах, решил во что бы то ни стало усадить Агента 007 за руль английского суперкара. Согласно этой версии Маклаухлан просто припарковал Lotus Esprit у офисау Pinewood Studios. И якобы когда у новинки собралась толпа, среди зевак были люди из команды Альберта Броколли, Дон просто сел за руль и уехал. Когда же Броколли сообщили об этом, он распорядился узнать кто сделал столь заметный автомобиль. Однако, Питер Ламонт, арт-директор студии сказал, что все это полная чушь. Поскольку на студии всегда следили за любыми техническими новинками, то о презентации машины все прекрасно знали. И художник-постановщик Кен Адам просто позвонил в Lotus Engineering сразу после того, как увидел автомобиль в журнале. Но первая история красивая. Кстати после выхода очередной серии Бондианы очередь из желающих купить машину как у Бонда растянулась на три года.
Фильм вообще необычный. Дело все в том, что по сценарию английская разведка очень тесно сотрудничает с КГБ. Ведь пропали подводные лодки и спецслужбы сбились с ног пытаясь их вернуть. Поэтому и напарницей Бонда станет майор Аня Амасова, ее сыграла Барбара Бах.
Все участие автомобиля в фильме уложили в восемь минут, причем подводные съемки заняли три минуты. Так, что разделим эту сцену на две части, тем более и снимались все эпизоды в разных странах. Смотрите сцена эффектной погони с мотоциклом, автомобилем и вертолетом дороги в Виста-Пойнт и у деревни Сан-Панталео на юго-западе острова Сардиния. Lotus Бонда ныряет с пирса в Лишиа-ди-Вакко, но выезжает уже на на пляже в Ромаззине, расположенном на побережье к востоку от Кала-ди-Вольпе. А вот вся подводная часть была снята в Нассау, на Багамских островах. Как я уже говорил, сцена подводных съемок длиться всего три минуты, но для этого потребовалось усилия 70 техников, было потрачено три месяца на подготовку, а сами съемки заняли пять недель.
Что касается предоставленных автомобилей. Это конечно же ярчайший пример так называемого продакплейсмента, и, как считают многие, компании платят за участие их машин в фильмах. На самом деле это не так. Компании просто предоставляют автомобили для съемок. Для примера в картине "Ангелы Чарли" BMW предоставил 200 Mini Cooper S. Почти все авто были разбиты. Вот и для съемок очередного фильма про похождения Агента 007 Lotus Engineering выделил 11 Lotus Esprit S1. Так же было предоставлено 6 кузовов без силового агрегата. Причем именно они потребовались для превращения спорткара в подводную лодку. Один из кузовов, в машине, как вы помните, отсутствовал двигатель, должен был прыгать с пирса. При этом автомобиль взлетал на скорости в 100 км/ч. В корму был заложен специальный пиропатрон который и придал ускорение автомобилю.
Еще четыре кузова понадобились для того, что бы снять отдельные эпизоды. В частности мы видим автомобиль в натуральную величину который убирает колеса, поднимает перископ и выпускает рули. Все эти операции проделывались операторами сидевшими в салоне при помощи специально разработанных механизмов.
Последний, шестой кузов, после того как специалисты по спецэффектам установили в него гарпуны, системы выброса чернил и шахту для ракеты земля-воздух отправили в США, а именно в компанию Perry Oceanographic. Эта инжинириноговая фирма строила небольшие подлодки для Военно-морских сил. Продюсерам создание минисубмарины обошлось в 100 тысяч долларов. Но специалисты смогли заставить кузов плавать, причем суперкар мог достичь максимальной скорости в 10 узлов и погружаться на глубину в 13 метров. Он действительно совершал маневры, мог пониматься и погружаться. Все это работало. Кстати, если помните, после прыжка с пирса Бонд закрывает жалюзи. По идее они должно снизить давление воды на стекла. Но на самом деле сделано это было для того, что бы зритель не увидел водолаза в акваланге.
Было изготовлено множества небольших копий машины, от 15 сантиметров, до 1 метра 20 сантиметров. Вода искажает реальные размеры и так было удобнее снимать. Вот, к примеру кадр когда мы видим машину нырнувшую с пирса.
Момент когда Бонд выпускает ракету тоже стоит упоминания. Смотрите, начальная сцена, как я говорил выше, снята в Италии. А вот сам подрыв на Багамах. Кадр там разбит на несколько частей. Мы видим Агента 007, включение пуска ракеты, вертолет, непосредственный пуск и взрыв. Но не уничтожили же вертолет на самом деле? Конечно же нет. Взорвали его точную полутораметровую копию.
Вот момент выезда на пляж. Конечно же это был кузов без двигателя. Для того что бы вытащить автомобиль из воды понадобилось специальное буксировочное устройство. Фактически трос лебедки был упрятан в песок.
Начальная часть погони по серпантину, как вы помните начинается в деревне Сан-Панталео. Там мы видим мотоцикл Kawasaki Z900 с очень странной коляской. Которая оказывается радиуправляемой бомбой на колесах. На самом деле внутри сидел каскадер, а у "люльки" были свои, собственные двигатели. Правда скорость была не очень велика, всего 35 км/ч. Поэтому при монтаже ей придали ускорение.
Но самая большая проблема оказалась в самом автомобиле. Мало того, что этот болид весящий чуть менее полутора тонн требовал от водителя максимальной концентрации, так еще двигатель постоянно перегревался и приходилось останавливать съемки. Так еще и штатные каскадеры не могли совладать со взрывным характером Lotus Esprit. В результате за руль посадили водителя-испытателя компании Роджера Беккера. Изначально он должен был просто доставить машину до места и обучить каскадеров тонкостям владения машиной. Но, в результате, ему пришлось задержаться и обосноваться на Сардинии на семь недель.
А теперь при чем тут Илон Маск? Дело в том, что он за один миллион долларов в 2013 году выкупил субмарину сделанную на базе Lotus Esprit и пообещал, что снова заставит ее плавать под водой.