Дарья Салтычиха и ее преступления в императорской России
Дарью Николаевну Салтыкову, которую обычно называют Салтычиха, несомненно, можно назвать серийной убийцей. Она была связана со смертью около 138 крестьян, некоторых из которых она казнила сама. Расследование продолжалось почти восемь лет и продемонстрировало ее соучастие в гибели 38 человек. Тем не менее, этого ей хватило, чтобы получить позорное наказание и пожизненное заключение, несмотря на ее знатность и родственные связи. О ней ходили слухи: будто она купалась в крови молодых женщин и ела жареных младенцев.
Дело Салтычихи стало знаковым событием для российской правовой системы, продемонстрировав, что правосудие больше не зависит от социального статуса. Это должно было стать показательным процессом, показывающим дворянству и элите, что царствование Екатерины II принесет новую эру справедливости. Однако чаще всего это был фарс и обман. Преступления Салтычихи были расследованы только после того, как двум крестьянам удалось передать свое послание непосредственно императрице. Более того, дело было чрезвычайно вопиющим. Хотя помещики нередко избивали или случайно убивали крепостных, преднамеренное лишение жизни четверти их рабочей силы было совершенно немыслимым.
Дарья Николаевна происходила из знатного дворянского рода. Ее дед, Автоном Иванов, занимал видное положение думного писаря при Петре I, что помогло ему накопить большое состояние. Он обладал огромным капиталом и колоссальными 16 тысячами душ. Дарью выдали замуж за Глеба Салтыкова, который также происходил из уважаемой семьи, а его двоюродный брат Сергей Васильевич, по слухам, был настоящим отцом Павла I из-за его близких отношений с Екатериной II как ее первым фаворитом.
От вдовы до искусной убийцы
Связав себя узами брака, чета Салтыковых благополучно привела в этот мир двух мальчиков. Дарья осталась вдовой в возрасте 26 лет. Несмотря на несчастье, Дарья была далеко не бедной. После смерти мужа она взяла на себя управление имениями, расположенными в Москве, Вологде и Костроме. Кроме того, она стала обладательницей огромного состояния и рабочей силы из 600 душ крепостных.
Дарья Салтыкова была обычной женщиной. Хотя она придерживалась сильных религиозных убеждений, она придерживалась мирских взглядов, и ее круг общения состоял из нескольких «полезных» связей. Ее благотворительность проявлялась в ее щедрых пожертвованиях церкви. Раз в год Салтыкова отправлялась в паломничество к святым местам. К сожалению, очень мало известно о ее внешности, и большинство произведений искусства, претендующих на ее изображение, на самом деле представляют других женщин.
Остается неясным переход Салтыковой из рядовой помещицы в искусную убийцу. Очевидно, что до смерти ее мужа такие тенденции отсутствовали.
Хладнокровная жестокость Салтычихи
Известно, что молодые девушки подвергались Дарьей преследованиями, за исключением нескольких случаев. Эксперты выдвинули гипотезу, что виктимизация Дарьи могла быть результатом скрытого гомосексуализма. К сожалению, перед смертью эти молодые женщины обычно служили в поместье. Было установлено, что они подвергались жестоким избиениям и пыткам из-за их предполагаемого «небрежного» подхода к своим обязанностям, такого как недостаточное мытье полов, подача холодного кофе и неспособность должным образом заправить постель.
У Салтыковой была привычка наблюдать за девушкой, когда она мыла пол, и если она замечала какие-либо ошибки, то прибегала к насильственным методам наказания своих слуг. Крепостная Катерина Семёнова подверглась жестокому наказанию Салтыковой, в том числе избиению плетью и батогами, что привело к её безвременной кончине.
Салтычиха получала удовольствие от пыток своих жертв в течение длительного времени, иногда растянувшегося на сутки. Когда она уставала, она делегировала наказание своим «адвокатам», также известным как «гайдуки», которые наносили последний удар. Пока они выполняли ее приказы, она подбадривала их и давала гарантии безопасности. Одним из ее предпочтительных методов было прижигание женщин горячими щипцами, вырывание им волос голыми руками или поджигание их косичек перед тем, как отдать приказ доить жертву. Трупы жертв часто помещали в гроб, подвергали воздействию холода, а если у них были новорожденные дети, то они замерзали у них на груди. В одном случае Салтыкова приказала девушке встать по шею в пруду в ноябре, и она умерла через несколько часов.
Раскрытие зверств Салтычихи и достижение справедливости
Хотя до отмены крепостного права оставалось еще 100 лет, крестьяне могли жаловаться на неразумные действия помещиков. Однако эти жалобы редко выслушивались судами, и крепостные наказывались за клевету на своих хозяев. Салтычиха была известна своими жестокими действиями по отношению к своим крепостным и дала понять, что считает себя неприкасаемой. Несмотря на то, что крепостные подали на нее 21 жалобу за пять лет, власти просто сообщали Салтычихе о доносах, и она либо давала им взятку, либо использовала свои влиятельные связи, чтобы избежать наказания. Все изменилось, когда два ее крепостных, Емельян Ильин и Савелий Мартынов, решили прямо пожаловаться императрице. Они сообщили Екатерине, что с 1756 года Салтычихой было убито более 100 человек, и просили защиты для себя и всех остальных крестьян. Каким-то образом их заявление дошло до Екатерины, и крепостные перестали бояться своего жестокого помещика.
В июле 1762 года, когда императрице стало известно о жалобе, Салтычиха убила свою последню. жертву. Фекла Герасимова, крестьянка, была зверски избита и брошена умирать в селе Троицком. Первоначально не подвергая сомнению приказы дамы, староста в конце концов сжалился над Герасимовой и попытался отвезти ее в Москву для лечения. К сожалению, женщина скончалась, не успев получить лечение. После ее смерти врач осмотрел ее тело и подтвердил наличие многочисленных травм. Несмотря на эти доказательства, власти так и не предприняли никаких действий, дав лишь указание вернуть тело Герасимовой в Троицкое для захоронения.
Тем временем Екатерина приняла меры, инициировав процесс расследования этого дела. Она поручила своему ведомству направить жалобу в Правительствующий Сенат, которая затем была отправлена в Коллегию юстиции в Москве. Следствие возглавил надворный советник Степан Волков, человек скромный, не имевший влиятельных покровителей и связей. В помощь ему был назначен молодой князь Дмитрий Цицианов. Дуэт усердно расследовал дело и в конце концов разоблачил зверства, совершенные помещицей и ее сторонниками. Наряду с убийствами крепостных обнаружились и подкупы высокопоставленных чиновников. Наконец-то правда стала достоянием общественности.
Пытки и обыски в усадьбе
Волков и Цицианов сначала тщательно изучили финансовые отчеты Салтыковой и попытались уговорить ее крепостных заговорить, но встретили сопротивление. Крестьяне слишком боялись рассердить хозяйку, чтобы давать показания. Однако ситуация изменилась после задержания Дарьи Николаевны. В январе 1764 года ее лишили титула, а в феврале поставили под охрану. Несмотря на угрозу Волкова пытать ее, такие методы не допускались. Вместо этого Екатерина допустила тактику запугивания. К Салтыковой был приставлен священник, чтобы убедить ее признаться в своих действиях. Тем не менее, даже после месяца стараний Дарья настаивала на своей невиновности, настаивая на том, что слуга ложно обвинил ее.
Пытаясь заставить Дарью Салтыкову признаться в своих преступлениях, следователи пошли другим путем. 4 марта 1764 года они устроили пытки на ее глазах известного преступника, пока она находилась под конвоем. Эта демонстрация была предназначена для того, чтобы напугать Дарью и заставить ее признать свою вину. Однако пытки не повлияли на ее поведение, и она оставалась спокойной на протяжении всего испытания.
После этого Волков решил провести массовые обыски в помещичьих владениях. Было опрошено около 130 человек, в том числе аристократия, соседние жители и местные священники. В ходе этих расследований появилась нужная информация, такая как личности убитых и обстоятельства преступных действий. Кроме того, выяснилось, кому и в каком количестве Салтыкова давала «на лапу», чтобы скрыть свои преступления. Крепостные все больше склонялись к сотрудничеству со следователем, узнав о задержании их хозяйки.
Заговор и тюрьма
Волкову и Цицианову удалось составить список крепостных, будущее которых было неопределенным. В общей сложности было зарегистрировано 138 человек, некоторые из которых были классифицированы как «умершие от болезней», другие считались отсутствующими без явной причины, а несколько человек были помечены как беглецы. Кроме того, в ходе расследования выяснилось интересное происшествие - заговор с целью убийства дворянина. У Салтыковой были романтические отношения с инженером Николаем Тютчевым, дедушкой известного поэта Федора Тютчева. В итоге Тютчев предпочел жениться вместо Дарьи Николаевны на другой женщине, не выдержав ее буйного нрава. Это решение спровоцировало ее гнев, что привело ее к замыслу убийства Тютчева и его молодой жены. Дарья Николаевна дважды отправляла своих крестьян заложить бомбу в их доме, но рабочие боялись выполнить задание. Затем она приказала одному из своих доверенных лиц напасть на Тютчева, когда он выходил из дома, но их усилиям помешал крепостной, который предупредил инженера о предполагаемой засаде.
Расследование гнусных преступлений Салтыковой завершилось весной 1765 года, и все ждали решения Сената. Ее вина была несомненной, но точное наказание оставалось нерешенным. Вмешалась лично Екатерина Великая, несколько раз переписавшая приговор, прежде чем отправить окончательный вариант в Сенат 2 октября 1768 года. Документ был резким, в нем Салтыкова называлась «убийцей» и «уродом рода человеческого». Приговор определил час публичного позора, когда она была прикована цепью к столбу и названа «мучительницей и убийцей». Вместо вынесения смертного приговора Екатерина выбрала пожизненное одиночное заключение в темной камере без контакта с людьми, кроме монахини и охранника. Выказывая особое отвращение к Салтыковой, Екатерина лишила ее пола, назвав преступника «он». Несмотря на то, что на момент вынесения приговора ей было всего 38 лет, Салтыкова провела остаток своих дней в заключении.
Салтыкова провела 11 долгих лет в заточении в тесной темнице, расположенной на территории монастыря. С потолком высотой всего два метра и комнатой, расположенной под землей, естественного света не было. В 1779 году ее перевели в каменную пристройку, где она могла наслаждаться роскошью с окном и лучшими условиями жизни. Именно тогда ей наконец разрешили принимать посетителей, жаждущих понаблюдать за этим религиозным фанатиком.
Судьба в оковах
Было высказано предположение, что во время содержания под стражей у нее завязались романтические отношения с одним из офицеров, которому было поручено следить за ее заключением, и она даже родила от него ребенка. Тем не менее, не было никаких доказательств, подтверждающих такие утверждения.
Салтыкова была в заключении до 1801 года, оставив нам гадать о тяжелых обстоятельствах, в которых она находилась. Ее похоронили на кладбище Донского монастыря, на земле, которую она приобрела задолго до того, как ее схватили и держали в плену. Кроме того, рядом с ней был похоронен ее старший сын, который скончался в том же году.