Найти тему
Исторические мелочи

Кавалер ордена Золотого руна из екатеринбургского музея

В Екатеринбургском музее изобразительных искусств хранится вот такой портрет кисти бельгийского художника Пиата-Жозефа Соважа (1744-1818)

Подписан он следующим образом: «Портрет кавалера австрийского ордена Золотого Руна (Герцог Карл Александр Лотарингский ?)»

В Гокаталоге музейного фонда портрет сопровождает также следующая аннотация:

Поясное изображение мужчины в светло-лиловой мантии. Отвороты и подкладка расшиты разноцветным орнаментом и золотом. Голова в парике повернута в три четверти налево, фигура в профиль. На груди на красной ленте австрийский орден Золотого Руна. Фон темный, справа вверху фрагмент зеленого занавеса с золотой каймой. Справа на уровне плеча подпись и дата: P.Sauvage pinxit 1765

Итак, личность изображенного на портрете персонажа изначально неизвестна (то есть сведения о ней утеряны к моменту поступления портрета в музей-место нынешнего хранения картины), но музейные эксперты осторожно предполагают, что перед нами – принц (в ряде источников, так же, как и в музейной аннотации его называют герцогом, что вообще-то странно, он, вроде бы, не имел этого титула) Карл Александр Лотарингский. Австрийский фельдмаршал, активный участник Силезских и Семилетней войн, не слишком удачливый военачальник (от Фридриха II Прусского ему доставалось неоднократно и сильно), до конца жизни – штатгальтер (наместник) Австрийских Нидерландов, то есть по сути нынешней Бельгии, а также Хох унд Доймайстер Немецкого (тевтонского ордена).

Музейные эксперты вполне серьезно подошли к вопросу атрибуции персонажа. Карл Александр Лотарингский действительно имел орден Золотого руна – аж с 1729 г., действительно проживал в Бельгии, то есть там, где жил и работал автор рассматриваемого портрета П.Ж. Соваж.

Вот только у принца было достаточно своеобразное и узнаваемое лицо и, на мой взгляд, изображенный на «екатеринбургском» портрете на него совсем не похож.

Достоверные портреты принца Карла Александра Лотарингского

М. ван Майтенс-мл. «Принц Карл Александр Лотарингский», 1743 г.
М. ван Майтенс-мл. «Принц Карл Александр Лотарингский», 1743 г.
Неизвестный художник «Принц Карл Александр Лотарингский в костюме Великого магистра Тевтонского ордена», вторая половина XVIII в.
Неизвестный художник «Принц Карл Александр Лотарингский в костюме Великого магистра Тевтонского ордена», вторая половина XVIII в.

Я просмотрел перечень награжденных австрийским орденом Золотого руна от 1765 г. (когда, как мы знаем, был написан портрет из екатеринбургского музея) в обратном хронологическом порядке, то есть «вглубь времени» и, как я полагаю, нашел того, кто в действительности запечатлен на рассматриваемом портрете.

Граф Иоганн Карл Филипп фон Кобенцль родился в 1712 г. (то есть с Карлом Александром Лотарингским они были ровесники), служил по административной и дипломатической части. Венцом его карьеры был полученный в 1753 г. пост полномочного министра в Австрийских Нидерландах, руководителя гражданской администрацией при штатгальтере Карле Александре Лотарингском. В 1759 г. он был награжден орденом Золотого руна. Также Кобенцль был одним из крупнейших коллекционеров предметов искусства в Европе.

Достоверных портретов Иоганна Карла Филиппа фон Кобенцля в интернете находится не ахти какое количество, но первый же, полагаю, не оставляет сомнений, что на «екатеринбургском» портрете изображен также он.

Как видим, на гравюре граф изображен не просто с орденом Золотого руна, но и в церемониальном одеянии этого ордена, в «винно-красной» мантии с золотым шитьем с повторяющимися мотивами орденской символики – собственно руном, огнивами и коронами.

Известен также бюст фон Кобенцля работы неизвестного скульптора.

-5

Помимо явного внешнего сходства персонажа «екатеринбургского» портрета с графом Кобенцлем, в пользу моей версии атрибуции есть еще один аргумент. Как было уже отмечено выше, граф был страстным собирателем искусства, от чего недалеко и до меценатства. В этом контексте представляется весьма вероятным, что он мог заказать свой портрет у начинающего местного художника – а ведь Пиату-Жозефу Соважу на момент создания рассматриваемого полотна был лишь 21 год.

Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.