Найти тему

"...Война порядка требует!.."

5,6K прочитали
Про закон парных случаев более подробно рассказывалось в предыдущей публикации этого цикла.

Про закон парных случаев более подробно рассказывалось в предыдущей публикации этого цикла.

Рацион солдат и офицеров вермахта включал черный хлеб (соленые галеты), мясо, шпик, колбасу, сыр, консервы, масло, картофель, бобы, овощи, фрукты, чай или кофе. На десерт полагался мармелад, сгущенка, конфеты, шоколад. Из оккупированной Европы поставлялись итальянские и французские вина.

Когда полевые кухни не успевали накормить солдат, последним приходилось довольствоваться сухим пайком. У немцев он состоял из хлеба (700 г), мяса или сыра (200 г), кофе или чая, сахара (10 г) и сигарет (пачка из 6 шт.) Необычным ингредиентом для русских был сублимированный гороховый суп, который легко готовился, был вкусным и питательным. «Деликатесом» считались и тюбики кофе с сахаром и молоком, содержимое которых достаточно было развести кипятком.

Оригинальной пищевой технологией были вареные куриные яйца в консервированном виде. Такие консервы поступали не только в тыловые части, но и на передовую. Экзотичной сладостью была смесь масла и меда — Honigöl.

Начало истории про Степку и его боевых товарищей, воевавших в 192-м мотострелковом батальоне, который входил в состав 192-й танковой бригады (с конца октября 1943 года - 39-й гвардейской танковой бригады), можно прочитать здесь, а её продолжение здесь и здесь, а также в предыдущей публикации.

На реплику старшины никто явно реагировать не стал. Только ефрейтор-телефонист с удивлением взглянул на Степку, склонился над телом, закрыл своей ладонью удивленные глаза лейтенанта, достал из его нагрудных карманов документы, переложил их себе в карман и снял с шеи погибшего офицера бинокль. Степка обратился к нему с вопросом:

- Ефрейтор, сможешь сам огонь своей батареи корректировать?..

Телефонист шмыгнул носом и кивнул:

- Смогу наверное, товарищ, лейтенант!..

Ефрейтор получил приказ действовать, уселся рядом с телефонным аппаратом и забубнил в трубку. Посыпались комья земли и в окоп осторожно сполз пожилой старший сержант. Он отряхнулся и поинтересовался, оглядывая присутствующих:

- Славяне, где ваш командир роты?.. Миномётчики прибыли!

Степке показалось что-то знакомое в облике старшего сержанта. Через секунду память дала подсказку: "Кузьмич, сержант из запасного полка в Казани, Георгиевский кавалер". Сейчас на погонах у Кузьмича были уже широкие поперечные нашивки старшего сержанта.

Лейтенент "исэ" привлек внимание вновь прибывшего к себе встречными вопросами:

- Кузьмич?.. Ты теперь миномётчиком стал?

Старший сержант прищурился на Степку и удивленно произнес:

- Степан?.. Ох-ты, уже лейтенант!.. Растёшь... А я да... В миномётчики подался... Старый, говорят, уже стал в атаки бегать туды-сюды...

Они коротко обнялись и Степка сообщил старшему сержанту:

- Вот как бывает... В одно время в одном месте встретить одного за другим двух знакомых по запасному полку...

Кузьмич:

- Как я понимаю, я один. А кто другой?..

Степка:

- Тот неудачливый ножеметатель из уголовников... Помнишь его?..

Кузьмич:

- Припоминаю стервеца... (конец фразы заглушил близкий разрыв снаряда). Неужели ещё живой и тут он?..

Степка:

- Послал за ним связного... Он в роте, говорят, не так давно, но уже свои порядки установил...

Кузьмич:

- Ну, это мы быстро поправим... После боя тока...

Лейтенант и формальный командир стрелковый роты подал голос:

- Товарищ лейтенант, то, что вы встретили у нас случайно сейчас двух своих старых знакомых, это называется закон парных случаев, мне мама про него рассказывала... Это когда два очень редких события вдруг ни с того ни с сего происходят в одном месте практически одновременно...

Разговор на отвлечённые темы прервал ефрейтор-артиллерист:

- Товарищ лейтенант, у меня батарея на связи, координаты целей спрашивают...

Степка обвёл взглядом окружающих его "офицеров, старшин и сержантов":

- Товарищи командиры, давайте с целями определяться...

По реакции своих слушателей лейтенант "исэ" понял, что все присутствующие "командиры", похоже, отдавали инициативу. Заниматься анализом причин этого явления у Степки не было сейчас ни времени, ни желания. Он, получивший "бразды правления", продолжил уже в форме выдачи распоряжений:

- Старшина, давайте с Кузьмичом его цели поймите быстренько, но только с биноклем над бруствером по очереди светите и не более пяти секунд, а лучше три-четыре... Один смотрит, другой вслух считает секунды... Ну, товарищ старшина с этой проблемой в каком-то виде совсем недавно уже столкнулся...

Старшина непроизвольно посмотрел на тело убитого лейтенанта-артиллериста, вздохнул и вслед за старшим сержантом ответил "есть". Степка же теперь обратился к связисту-артиллеристу:

- Ефрейтор, на тебе немецкая батарея, которая сейчас периодически палит откуда-то из-за деревни, но при атаке она наверняка откроет беглый огонь... Её надо будет подавить. И с биноклем над бруствером тоже не злоупотребляй. Солнце сейчас прямо на нас светит... Перед атакой огонь ещё по выявленным фрицевским пулемётам... Усёк?

Ефрейтор взял бинокль и вытянулся:

- Так точно, товарищ лейтенат!..

Оасчёты обоих миномётов по команде Кузьмича уже устанавливали свои "трубы" неподалёку прямо в траншее. В это время танки, до сих пор маневрирующие за окопами и обстреливающие деревню из пушек и пулемётов, вдруг один за другим прекратили стрельбу, развернулись и поползли назад. Их проводили грустными взглядами. Химинструктор не удержался от комментария:

- Нам атаковать, а они видать за боезапасом отправились...

Старшина и Кузьмич скрылись за поворотом траншеи, ефрейтор-артиллерист стал исправно изображать "замедленного ваньку-встаньку с биноклем" недалеко от того места, где сейчас лежало кем-то уже накрытое плащ-палаткой тело лейтенанта-артиллериста, сражённого снайпером.

Степка взглянул на опять замолчащего командира стрелковой роты, перевел взгляд на батальонного химинструктора, не увидел в ответном взгляде ничего, кроме ожидания команд, и поинтересовался у ротного:

- Товарищ лейтенант, сколько у вас в строю личного состава?

Тот достал из кармана обрывок газеты:

- Пятьдесят пять душ, товарищ лейтенант... Это вместе с расчётами обоих "максимов"... Старшина полчаса назад собрал данные.

Лейтенант "исэ", молчаливо получивший права распоряжаться "здесь и сейчас", кивнул и продолжил:

- Тогда предлагаю сделать так. Разделите роту на две группы, одна будет атаковать северо-восточную окраину деревни, а другая - юго-восточную... Ту группу, которая первой "зацепится" за деревню, мы уже своей группой поддержим в качестве второго эшелона... Вторую вашу группу рекомендую отдать под команду ротного старшины...

Командир роты соглашательски покивал и сразу после этих "упражнений для шеи и головы" вопросительно посмотрел за спину Степки. Лейтенант "исэ" обернулся и увидел подошедшего к ним жизнерадостного старшего лейтенанта с автоматом за спиной и с "неожиданным" вопросом:

- Кто у нас тут теперь ротой командует?..

Степка представился и вопросительно взглянул на химинструктора батальона. Тот кивнул ему в ответ и добавил:

- Лейтенант вот наш как бы командует... А распоряжается по факту вот он, индентанстский лейтенант... У него опыта боевого больше оказалось... Или ты тоже хочешь покомандовать, пропаганда и агитация?..

Жизнерадостный старший лейтенант резко снизил уровень своего оптимизма и язвительно ответил химинструктору:

- У меня весь батальон под ответственностью, товарищ старший лейтенант!.. А вот некоторым бездельникам, которые до сих пор противогазы с собой носят и других хзаставляют, я бы конечно роту никогда не доверил...

Стало ясно, что оба старших лейтенанта уже давно в батальоне, "живут как кошка с собакой". Степка решил вмешаться в их диалог и обратился к "пропаганде и агитации":

- Обсуждаем варианты взаимодействия, товарищ старший лейтенант!..

Старший лейтенант пожал Степке руку и назвался:

- Степан Садовой, комсорг батальона... Рад встретить в наших рядах такого боевого тезку!.. Тем более и наш доблестный химинструктор здесь!.. Ну, не буду вам мешать, пойду дальше бойцов подбодрю...

Химинструктор орять отреагировал на реплику комсорга резко:

- Давай, пропаганда и агитация, иди своей дорогой, не мешай воевать!..

Молодой лейтенант, номинальный командир роты спросил удаляющуюся спину комсорга:

- Товарищ старший лейтенант, вы с какой группой будете атаковать деревню, с левой или с правой?..

Комсорг обернулся, замявшись на секунду:

- Я подтянусь с трофейщиками, если они конечно не будут ждать, когда им деревню на блюдечке поднесут...

Комсорг скрылся за поворотом траншеи, а из-за противоположного изгиба ему на смену появился "казанский ножеметатель" с немецким автоматом на груди и в сопровождении двух солдат в качестве "сопровождающих шестёрочного вида". Он показательно сплюнул и спросил:

- Граждане начальники, какой знакомец по запасному полку меня здесь видеть хотел?

Степка повернулся к солдату и в свою очередь спросил:

-Тебя, я смотрю, Александр ещё не научили в армии такому богатому слову, как субординация?.. И правильно обращаться к старшим по званию тоже ещё не научили?

"Ножеметатель" пришурился на Степку и хлопнул себя руками по бокам:

- Тю-ю!.. Слишком борзый младшОй!.. Ого, уже лейтенант!.. Широко шагаешь!..

Степка свёл брови:

- Ты за своими шагами смотри лучше, вот уже в роте жалуются на тебя, мол, беспорядок учиняешь... А война порядка требует!..

"Ножеметатель" ответил в своей манере, наперекор:

- Тю, лейтенант! Война из беспорядка родилась и беспорядок рОдит.. А я своё по полной в штрафной оттрубил, теперича чмст перед законом аки агнец божий...

Степка махнул на него рукой:

- Ладно, философ!.. У меня больше времени нет с тобой разговаривать. Иди, готовься к атаке. И учти, что теперь за тобой в роте особый пригляд будет...

Бывший уголовник не мог не оставить последнее слово за собой, но теперь только сравнительно тихо буркнул:

- Ещё свидимся, лейтенант!..

Степка мельком глянул на удаляющуюся спину бывшего уголовника, коротко напутствовал его "шагай, шагай пока" и снова на несколько секунд высунулся из-за бруствера, приложив бинокль к глазам.

Гаубичная батарея и оба миномёта Кузьмича открыли огонь практически одновременно. Позиции немцев перед деревней заволокло дымом от разрывов снарядов и мин. Всё это продолжалось несколько минут. Затем пехотинцы полезли из окопов и побежали по изрытому воронками полю к деревне, стреляя и крича на ходу. Гаубичная батарея перенесла огонь куда-то за деревню. А "мины Кузьмича" стали разрываться на её восточной окраине.

В ответ открыли огонь один за другим три немецких пулемёта. И на поле перед деревней теперь стали рваться не только немецкие снаряды, но и мины. Обе группы пехотинцев залегли, не добежав примерно половины расстояния до крайних деревенских построек. Оба ротных "максима" стали стрелять, пытаясь "нащупать" немецкие пулемёты. Результат этой пулемётной дуэли оказался 2:1 в пользу противника. Но миномётчики Кузьмича не подвели. Тремя залпами они подавили огонь двух оставшихся немецких пулемётов. Теперь продвижению атакующих мешал только заградительный артиллерийско-миномётный огонь и редкая винтовочная стрельба немецких пехотинцев.

Теперь рядом со Степкой от нетерпения шептал "давайте, давайте" и переступал с ноги на ногу его тёзка, комсорг стрелкового батальона. С другой стороны спокойно и даже несколько отчуждённо стоял батальонный химинструктор, изредка прикладывая бинокль к глазам. Ефрейтор-артиллерист периодически вскакивал на ноги, потом садился к аппарату и бубнил в трубку какие-то числа и буквы, прикрывая микрофон ладонью от звуков боя.

Очередная серия из четырех гаубичных снарядов, разорвавшихся кучно на юго-западной окраине деревни, наконец по всей видимости накрыла немецкую артиллерийскую батарею. В том месте раздался и пятый, более сильный взрыв. Степка показал ефрейтору-артиллеристу большой палец, а комсорг, хлопнув его по плечу, воскликнул:

- Всё, я пошёл, тезка!.. Не могу больше смотреть на это!.. Подниму сейчас левую группу, авось и правые сами встанут и вперёд побегут...

Правой группой атакующих командовал старшина. Поэтому Степка надеялся, что комсорг батальона окажется прав. Он мысленно пожелал удачи подошвам сапог ползущего по полю старшего лейтенанта, которые ещё около минуты маячили у него перед глазами.

А в составе левой группы где-то на поле залегли в снегу сейчас уголовник Александр со своими "подручными". Но нет. Оба "подручных" Александра только что общим комом свалились в окоп с криками и стонами:

- Санитара сюда!.. О-ох!..Больно-о!..

Санитар побежал оказывать первую помощь раненым. Через минуту он закричал оттуда:

- Товарищ старший лейтенант, это явно самострельцы!.. Друг в друга сами пальнули почти в упор... Недотёпы!..

Химинструктор вопросительно взглянул на Степку:

- Я пойду, разберусь?..

Вечная Слава и Память солдатам и командирам Красной и Советской армии, участникам Великой отечественной войны!

Берегите себя в это трудное время!

Подпишитесь на канал , тогда вы не пропустите ни одной публикации!

Пожалуйста, оставьте комментарии к этой и другим публикациям моего канала. По мотивам сделанных комментариев я готовлю несколько новых публикаций.