Найти в Дзене

Набирают популярность консультации у медиков онлайн. Можно ли верить доктору из Интернета?

Оглавление

Всё большее количество привычных нам действий теряет физическую основу и переходит в виртуальную реальность. Сейчас в Сети можно читать и смотреть театральные спектакли, учиться, получать услуги юриста, заказывать билеты и работать.

Медицина долго оставалась в стороне от этого процесса, что было связано, прежде всего, с отсутствием правовой базы. Однако в 2018-м ввели в действие закон о телемедицине, который закрепил саму возможность оказания медицинских услуг в дистанционном режиме и рамочно описал, как всё это должно выглядеть.

Закон гласит, что онлайн-медики могут консультировать пациентов, чтобы:

  • Принять решение о том, нужен ли очный приём;
  • В профилактических целях;
  • Для мониторинга и наблюдения;
  • Для оценки эффективности лечения;
  • Для корректировки ранее поставленного диагноза и плана лечения.

Изначальная постановка диагноза пока возможно только очно, как и назначение лечения. Кроме того, врачи могут консультировать друг друга.

Удовольствие может быть платным (в том числе — в рамках добровольного медстрахования) или бесплатным (по ОМС).

В принципе, с учётом любви наших людей искать себе интересный диагноз в справочниках или сети, дистанционная телемедицина может быть неплохим решением! Расскажем о ней поподробнее.

Какие сервисы существуют?

Прежде всего, ответ на запросы пациента может приходить в устной или письменной форме, посредством чата, звуковой или даже видеосвязи. В приложении или личном кабинете сайта можно загрузить всю необходимую информацию и документы.

Разумеется, большая часть таких сервисов платная — речь идёт о сумме от ста до нескольких тысяч рублей. Консультация длится от пяти минут до получаса. Существуют также абонементы, позволяющие обращаться за помощью несколько раз (как правило, ограниченное количество приёмов).

Иногда клиника представляет собой своего рода маркетплейс — площадку, где пациенты и доктора встречаются, но юридической связи с клиникой при этом ни те, ни другие не имеют.

Другой вариант — письменные ответы. В этом случае пациент пишет свой вопрос в специальную форму, заполняет анкетные данные и ждёт ответа, который может прийти на почту или быть размещён на сайте. Выбрать специалиста при этом нельзя, но возможность приложить справки и анализы можно. Существенный плюс в том, что это обычно бесплатно.

О чём спрашивают и чего хотят?

Клиентами электронных сервисов являются поровну мужчины и женщины. Обращаются чаще всего по поводу проблем с кожей, лёгкими, пищеварительным трактом. В 80% случаях всё удаётся решить во время консультации.

Если ориентироваться на ресурсы, где ответы на вопросы пациентов публикуются в открытом доступе, большая часть запросов связана с попыткой оценить, насколько серьёзна ситуация, и на основе этой оценки принять решение о целесообразности обращения к врачу в очном режиме.

Некоторые обращаются, чтобы подтвердить или опровергнуть уже имеющиеся диагнозы или рекомендованное лечение. Своего рода консилиум, но без консилиума.

Те, кто оценивает приложения и ресурсы положительно, отмечают: с доктором можно связаться в любое время, консультации облегчают поиск оптимальных сценариев и нередко избавляют от дискомфорта, связанного с очными визитами в поликлинику.

Есть и критические отзывы. В основном они связаны с недостаточной определённостью рекомендаций и советов, а также с тем, что врач скорее выдвигает гипотезы, чем ставит диагноз (напомним: ставить диагноз дистанционно по закону запрещено!).

Предусмотренные законом ограничения серьёзно снижают спрос на консультации онлайн; медицинская ценность такой возможности неочевидна.

Чаще всего услуги оплачиваются в рамках комплексного пакета, нередко — страховки по ДМС. А вот те, кто уже обращался к дистанционному теледоктору, обычно делают это повторно.

За что и как тут платить?

Психологически более комфортно платить за личный приём, консультацию тет-а-тет. Лучше всего, если первый приём будет очным: такая форма взаимодействия позволяет установить доверительные отношения с медиком.

Особенный интерес телесеансы медицины приобретают для «хроников»: им нужно постоянно наблюдаться или получать консультации. Также это может быть интересно родителям с маленькими детьми или беременным, пациентам в послеоперационном периоде.

И раньше звонок доктору и частная консультация не была чем-то из ряда вон, но теперь это приобретает формат официальной услуги, качество которой есть предмет контроля и регулирования.

Существует устойчивый стереотип: онлайн-консультации не могут стоить дорого, хотя медику бывает сложнее принять пациента онлайн. Тут и больше сил потратить, и сложнее понять, в чём проблема, и эмоционально дистанционное общение представляет собой непростую задачу.

А вы точно доктор?

Первое время и медики, и пациенты относились к электронным сервисам с недоверием, однако со временем ситуация стала меняться. В сервисы приходят опытные и профессиональные врачи с богатой практикой, следом за ними приходят и пациенты. Кроме того, один и тот же доктор может работать сразу в нескольких сервисах; это удобно и пациентам, и врачам.

Тем более что консультировать онлайн не берут людей с улицы. От кандидата в теледоктора ожидают, что у него будет отличная квалификация, большая практика, отменные навыки коммуникации.

От культуры общения зависит очень многое, и иногда от ворот поворот получают доктора с блестящим резюме, но посредственными навыками общения.

На этом история не заканчивается: врачей учат, им оказывают круглосуточную техническую поддержку, с ними работают юристы и психологи. Даже открытые площадки с ответами на вопросы проверяют врачебную квалификацию.

Искать здесь точного ответа на все вопросы не следует, но определить принципиальное направление, в котором следует двигаться, можно.

Другое дело, что есть не только специальные сервисы, но и частнопрактикующие в соцсетях врачи самого разного профиля: они ведут блоги, рассказывают, консультируют, дают ответы на вопросы своей «паствы». Однако за фото человека в халате может скрываться мошенник, и его рекомендации в лучшем случае окажутся бесполезными.

Поэтому, если идти в клинику неохота, лучше всё же искать специалиста при помощи специальной площадки или пробивать информацию о медиках на сайтах тех учреждений, где они работают очно: как правило, там есть информация о квалификации, опыте и другие полезные сведения. Также важно проверить лицензию.

Первый блин комом: трудности внедрения

Медицинская помощь в дистанционном режиме пока не пользуется большой популярностью: ей не очень доверяют пациенты, да и врачи относятся кто с подозрением, а кто и открыто скептически. Однако на перспективу двух-трёх лет подобный формат представляется очень выигрышным.

Дополнительное серьёзное ограничение здесь связано с особенностями законодательного процесса и правоприменительной практики.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!

Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.

Читайте также:

Как китайский ученый-генетик изменил ДНК детей… и исчез

7 стран, где по-прежнему активно применяют смертную казнь

Насколько российские пенсии отличаются от советских? Правда ли, что на советскую пенсию можно было жить безбедно?