Найти в Дзене
Энергия из отходов

Как уменьшить количество пластиковой упаковки?

Практически вся упаковка — как пластиковая, так и из других материалов — оказывается в руках потребителя, поэтому особенно важно, насколько покупатели понимают степень ее возможной переработки. Как показали последние исследования, экологичность — один из критериев выбора товара покупателем. Расскажем, как преодолеть путаницу.

По данным последних исследований, 79% потребителей ищут товары в устойчивой упаковке. 63% утверждает, что вряд ли купят продукты в таре, которая вредит окружающей среде. Однако многие признаются, что их сбивает с толку маркировка — большое количество этикеток и значков, связанных с устойчивостью.

Исследование британской компании OPRL, занимающейся разработкой этикеток для вторичной переработки, показало: более половины из 5000 опрошенных потребителей не всегда могут понять, может ли упаковка быть переработана. 42% из тех, кто не уверен, всё же надеются на это. Поэтому предмет, выброшенный ими в контейнер для вторсырья, может загрязнить поток чистых отходов. А еще 22% наоборот при сомнении бросают тару в бак для смешанных отходов.

-2

Один из самых эффективных методов повышения уровня собираемости отходов — система залоговой стоимости. В цену напитка изначально заложена стоимость алюминиевой, стеклянной или пластиковой тары (как правило, она сразу указана на ценнике). После употребления ее можно сдать в специальный аппарат (фандомат), получив обратно деньги или чек со скидкой на товары.

-3

Регина Местре, аналитик по упаковке и логистике:

«В европейских странах средний показатель возврата превышает 90%. В Германии, где схема собирает стекло, пластик и алюминий, это 98%».
Регина Местре, аналитик по упаковке и логистике: «В европейских странах средний показатель возврата превышает 90%. В Германии, где схема собирает стекло, пластик и алюминий, это 98%».

В Советском Союзе когда-то действовала система залоговой стоимости, но потом была ликвидирована. В России её введение только обсуждается.

-5

Однако уже существуют фандоматы, которые пока работают благодаря инициативе отдельных компаний. Первую и на данный момент крупнейшую сеть создала «РТ-Инвест». Сейчас в Подмосковье установлено 567 экопунктов, которые принимают пластиковые бутылки и алюминиевые банки. К июлю 2023 года они уже приняли более 7 млн единиц тары. За сдачу начисляются бонусные баллы, которые можно обменять на товары или скидки, а также направить на благотворительность. Но главное — собирается чистое сырье, которое сразу отправляется на переработку и производство новых товаров.

-6

Такие схемы очень важны для производителей в ЕС, где новые правила требуют использовать всё большую долю переработанного пластика в таре. Таким образом они получают уже отсортированный, готовый к переработке материал. К 2030 году одноразовые бутылки для напитков должны на 30% состоять из переработанного сырья, а к 2024 году этот показатель увеличится до 65%.

-7

Многие производители жалуются, что им сложно выполнять эти требования из-за нехватки вторичного сырья. Еще одна проблема кроется в том, что высокие цены на электроэнергию увеличили стоимость переработки. Например, исполнительный директор компании Innocent Drinks, занимающейся выпуском смузи и соков, заявил, что им пришлось отказаться от плана удвоить долю переработанного пластика в своих бутылках с 50 до 100%. Решено было потратить деньги на другие инициативы в области устойчивого развития.

Повысить уровень переработки пластика может расширенная ответственность производителя (РОП). Эта система предполагает, что он сам оплачивает утилизацию упаковки своих товаров, перечисляя средства специальным операторам.

-8

В России Госдума на этой неделе приняла закон о реформе системы РОП, согласно которому отвечать за утилизацию упаковки теперь должен её производитель, а не изготовитель товара, которому она поставляется. Закон начнет действовать с 2024 года.

К 2025 году должно утилизироваться 55% всей упаковки, а к 2027 — уже 100%.

В Европе система РОП действует уже больше 10 лет и вводит все новые правила. В частности, к 2026 году на упаковке должно быть написано либо «Перерабатывать», либо «Не перерабатывать». Это должно помочь сориентироваться потребителю, которому не нужно больше будет самому анализировать множество значков и символов на этикетке. Производителю также будет сложнее заниматься гринвошингом, выдавая некие заявления об экологичности товара за реальность.

-9

Внушительные результаты дает также система Pay-as-you-throw (PAYT), когда потребитель платит за вывоз отходов не фиксированную сумму, а меняющуюся в зависимости от объема или веса отходов. Как правило, перерабатываемые или компостируемые фракции принимаются бесплатно, а вот непригодные к переработке уже измеряются.

Например, после введения в 2020 году в ряде городов американского штата Массачусетс подобной системы количество отходов в среднем на домохозяйство уменьшилось на 30%.

-10

Однако эта система вызывает много споров. Жители воспринимают её как очередной дополнительный налог. Поэтому введение подобной платы невозможно без скидок на переработку. Только в этом случае люди могут быть мотивированы больше перерабатывать, меньше выбрасывать и задумываться о количестве отходов еще при покупке товаров.

Чтобы решить проблему количества потребляемого и неперерабатываемого пластика, необходимо участие и производителей, и потребителей. Первые должны нести ответственность за количество и качество используемой упаковки и заменять пластик, где это возможно. Вторым, в свою очередь, необходимо делать правильный выбор при покупке новых товаров, а затем нужным образом собирать и сдавать отходы. Для этого у людей должна быть четкая и понятная информация о том, какой материал используется и как его можно переработать, вернуть или повторно использовать.

По материалам: reuters.com, kommersant.ru