О новом мегатренде под названием "Барби" и своей личной истории погружения в Барбилэнд - научный коммуникатор СФУ, искусствовед и обладатель уникальной коллекции кукол Барби - Татьяна Мордвинова.
Эта история началась в ранние девяностые – был холодный сентябрьский день, мы с подругой зашли в маленький магазин «Школьник», и там, в стеклянном кубе витрины, я увидела её – ослепительную блондинку в костюме спасательницы Малибу. Надо сказать, что стоимость «настоящих Барби», как мы тогда называли продукцию от Mattel в противовес аляповатым дутым «пластмасскам», продававшимся на каждом шагу в киосках Розпечати, была не для слабонервных. И, конечно, не многие родители готовы были отдать большую часть своей зарплаты за иностранную красотку в коробке цвета фуксии, а значит, тысячи девочек по всей России так и не получили на праздник свою заветную мечту.
Годы шли, я стала мамой, но мысли о той самой Барби не отпускали, пока чисто случайно не обнаружилось, что на различных российских и международных торговых площадках можно приобрести заветных кукол у коллекционеров или же просто у тех, в чьём детстве Барби была явлением обыденным. И розовые коробки, в буквальном смысле хранившие в себе «воздух детства», ручейком потекли в руки, так что вскоре понадобился особый шкаф-витрина – он и стал моим личным Барбилэндом. Местом, где материализуются детские фантазии. А я где-то на сотой кукле поняла, что стала кукольным коллекционером, и это нормально.
Фильм «Барби» с австралийкой Марго Робби, выходящий этим летом, совершенно закономерно породил волну маркетинговых ходов разной степени успешности (и розовости). Коллаборация с брендом одежды? Конечно. Бургер, истекающий вызывающе-розовым соусом? Да пожалуйста! Очередную историю про Барби (вы же не думали всерьёз, что это её дебют на больших экранах?) сметут со всех полок вместе с мерчем. Почему? Давайте разбираться.
Версия номер один: Барби – это яркое явление поп-культуры. Мэрилин Монро из мира пластика. Признайтесь, даже если вы мужчина и космически далеки от девичьих штучек – вы же точно хотя бы раз слышали об этой игрушке? Имя Барби давно стало нарицательным. Так могут назвать красивую и легкомысленную девушку, смотрящую на мир сквозь розовые очки. Образ миловидной глупышки в разное время использовали поп-группы, кинорежиссёры и создатели мультфильмов – помните, в Симпсонах был эпизод, посвящённый борьбе умненькой Лизы Симпсон с куклой Стейси (аллюзия на Барби), которая научилась говорить, но не учила ничему полезному своих маленьких хозяек? Это практически прямая отсылка к скандальному выпуску Teen Talk Barbie. Одна из фраз, произносимых этими куклами-болтушками, звучала как «Математика – скучная». Феминистически настроенные родители, конечно, не оставили этот факт без внимания, так что Mattel пришлось долго извиняться и даже проводить обмен «противниц математики», попавших в детские руки, на более «лояльных» кукол.
Ежегодно с конвейера сходят сотни тысяч Барби – вот уже 64 года эта кукла остаётся в топе рейтинга наиболее востребованных и популярных в мире игрушек. Скажем прямо, Барби – это сверхуспешный бренд, и как положено бренду, она продаёт: стиль, образ жизни, миф о вечной юности и женственности. Барби одевали Кельвин Кляйн, Диор и Оскар де ла Рента, с ней вступали в коллаборации лучшие бренды, производящие косметику, еду, одежду и аксессуары. В 2000-е в тело Барби встроили видеокамеру, а потом снабдили её модулем Wi-Fi, микрофоном, спикером и встроенным компьютером, чтобы кукла отсылала запись речи ребёнка на сервер ToyTalk для обработки запроса и формирования подходящего по смыслу ответа. В общем, если кто и шагал в ногу со временем – так это она, малышка на миллион от Mattel.
Версия два: Барби – это машина времени. Я пишу эти строки и рассматриваю одну из своих «старушек»: у неё невероятные длинные волосы-гофре, пышная чёлка, скрывающая лоб до самых бровей, кардинальное мини с психоделичными узорами в стиле Pucci, крупные пластиковые украшения геометрической формы и, конечно, укладывать её волосы полагается с помощью геля сильной фиксации, который притаился тут же, в углу коробки. Этот образ, пусть и несколько преувеличенный, всё же отчётливо узнаваем. Так одевались наши мамы и старшие сёстры, о таких огромных, танцующих вдоль щёк пластмассовых клипсах взрывных цветов мы мечтали в 90-е, когда мир вокруг был не то чтобы ярким, и уж точно не беззаботным. Но то было наше детство – лучшее из всех – и каждое соприкосновение с Барби дарит маленький разряд воспоминаний. Я смотрю на розовую коробку. Мне снова 10 лет.
Мир Барби – и это третья причина – обладает своей мифологией и историей. Барбара Миллисент Робертс, юная модель из крошечного выдуманного городка Уиллоу (штат Висконсин), приезжает покорять Нью-Йорк и становится… ох, кем только не была Барби за свои 64 года. Моделью, доктором, ветеринаром, актрисой, учительницей, зоозащитницей и даже космонавтом. У неё любящая семья, и родители – Джордж и Маргарет – наградили старшую дочь несколькими младшими сестрёнками, с которыми Барби охотно проводит каникулы. Партнёр Барби – Кен – появился парой лет позже своей подруги. Как и его возлюбленная, он время от времени меняет молды лица и тела (молдом называется форма, по которой отливаются части кукольных тел), следуя за модными тенденциями (а может и создавая их). А ещё у самой знаменитой пластиковой блондинки есть подруги Мидж, Кира и Кристи, демонстрирующие разнообразие происхождения и рас с тех пор, когда это ещё не было мейнстримом. Не забудем о доме мечты Барби, её лошадях, фургоне для путешествий и многочисленных питомцах – сейчас это всевозможные щенки, но встречаются кошки и более экзотические животные (например, коала у Барби-зоолога).
В-четвёртых, если мы рискнём ступить на территорию мировоззренческих концептов, окажется, что мир Барби каноничен, предсказуем, красив и психологически безопасен в силу ассоциаций с детством и детскостью в целом. Он представляет огромные возможности для эскапизма людям, уставшим от взрослых проблем и нуждающимся в «розовой колыбели», баюкающей внутреннего ребёнка. Создательница Барби – Рут Хэндлер – дала своему творению огромный потенциал, позволив проигрывать с куклой множество сценариев: ей можно мастерить одежду и мебель, вести фотоблог с кукольными снимками, кастомизировать куклу (например, пересаживать головы Барби 90-х на суперподвижные шарнирные тела современной Barbie made to move), или, например, снимать stop-motion анимацию с разными кукольными историями. Поэтому неудивительно, что кукла давно перестала быть просто детской игрушкой и стала компаньоном и объектом интереса для взрослых.
Коллекционная ценность же! Не будем про это забывать. Впечатляющие коллекции Барби водятся во всех странах мира, в том числе, и в России. Взрослые коллекционеры тратят немыслимое количество времени и средств, добывая тех самых кукол того самого редкого выпуска, не спят ночами, участвуя в кукольных аукционах, ищут перекупщиков, устраивают настоящую охоту за раритетами в крупных магазинах и на блошиных рынках. И пока существуют люди, готовые выложить крупную сумму денег за редкий экземпляр Барби или даже за её аутфит (часто кукла собирается по частям, как трансформер, если коллекционеру важна аутентичность каждой детали) – фильмы о Барбилэнде будут заходить аудитории как родные!
В конце концов, Барби как никто ориентируется в трендах. У неё может быть любой цвет кожи и разрез глаз, а с 2016 года кукла может быть любого телосложения – высокая и атлетичная (тип тела tall), миниатюрная и хрупкая (petite), а также curvy (обладательница пышных форм). Уже выпущены Барби с протезами конечностей, витилиго, куклы, воспроизводящие внешность людей с синдромом Дауна и людей с ограниченными физическими возможностями (в том числе, изображающие спортсменов-паралимпийцев). Барби бывает портретной (от уже упомянутой Мерилин Монро до любимицы зуммеров Билли Айлиш и Марго Робби из нового фильма), а бывает с лицом девушки из соседнего двора – и любовь к ней детей и взрослых будет поистине вечной. Помните знаменитый слоган, который Mattel вложила в уста Барби? «Ты можешь быть кем захочешь!»
И мы, кажется, верим в это…