Найти тему
СФУ | Мозговой Шторм

Жизнь в розовом цвете: побег в Барбилэнд

О новом мегатренде под названием "Барби" и своей личной истории погружения в Барбилэнд - научный коммуникатор СФУ, искусствовед и обладатель уникальной коллекции кукол Барби - Татьяна Мордвинова.
Куклы из коллекции Татьяны Мордвиновой - сейчас из около 300 (!)
Куклы из коллекции Татьяны Мордвиновой - сейчас из около 300 (!)

Эта история началась в ранние девяностые – был холодный сентябрьский день, мы с подругой зашли в маленький магазин «Школьник», и там, в стеклянном кубе витрины, я увидела её – ослепительную блондинку в костюме спасательницы Малибу. Надо сказать, что стоимость «настоящих Барби», как мы тогда называли продукцию от Mattel в противовес аляповатым дутым «пластмасскам», продававшимся на каждом шагу в киосках Розпечати, была не для слабонервных. И, конечно, не многие родители готовы были отдать большую часть своей зарплаты за иностранную красотку в коробке цвета фуксии, а значит, тысячи девочек по всей России так и не получили на праздник свою заветную мечту.

Годы шли, я стала мамой, но мысли о той самой Барби не отпускали, пока чисто случайно не обнаружилось, что на различных российских и международных торговых площадках можно приобрести заветных кукол у коллекционеров или же просто у тех, в чьём детстве Барби была явлением обыденным. И розовые коробки, в буквальном смысле хранившие в себе «воздух детства», ручейком потекли в руки, так что вскоре понадобился особый шкаф-витрина – он и стал моим личным Барбилэндом. Местом, где материализуются детские фантазии. А я где-то на сотой кукле поняла, что стала кукольным коллекционером, и это нормально.

Фильм «Барби» с австралийкой Марго Робби, выходящий этим летом, совершенно закономерно породил волну маркетинговых ходов разной степени успешности (и розовости). Коллаборация с брендом одежды? Конечно. Бургер, истекающий вызывающе-розовым соусом? Да пожалуйста! Очередную историю про Барби (вы же не думали всерьёз, что это её дебют на больших экранах?) сметут со всех полок вместе с мерчем. Почему? Давайте разбираться.

Версия номер один: Барби – это яркое явление поп-культуры. Мэрилин Монро из мира пластика. Признайтесь, даже если вы мужчина и космически далеки от девичьих штучек – вы же точно хотя бы раз слышали об этой игрушке? Имя Барби давно стало нарицательным. Так могут назвать красивую и легкомысленную девушку, смотрящую на мир сквозь розовые очки. Образ миловидной глупышки в разное время использовали поп-группы, кинорежиссёры и создатели мультфильмов – помните, в Симпсонах был эпизод, посвящённый борьбе умненькой Лизы Симпсон с куклой Стейси (аллюзия на Барби), которая научилась говорить, но не учила ничему полезному своих маленьких хозяек? Это практически прямая отсылка к скандальному выпуску Teen Talk Barbie. Одна из фраз, произносимых этими куклами-болтушками, звучала как «Математика – скучная». Феминистически настроенные родители, конечно, не оставили этот факт без внимания, так что Mattel пришлось долго извиняться и даже проводить обмен «противниц математики», попавших в детские руки, на более «лояльных» кукол.

Имя Барби давно стало нарицательным
Имя Барби давно стало нарицательным

Ежегодно с конвейера сходят сотни тысяч Барби – вот уже 64 года эта кукла остаётся в топе рейтинга наиболее востребованных и популярных в мире игрушек. Скажем прямо, Барби – это сверхуспешный бренд, и как положено бренду, она продаёт: стиль, образ жизни, миф о вечной юности и женственности. Барби одевали Кельвин Кляйн, Диор и Оскар де ла Рента, с ней вступали в коллаборации лучшие бренды, производящие косметику, еду, одежду и аксессуары. В 2000-е в тело Барби встроили видеокамеру, а потом снабдили её модулем Wi-Fi, микрофоном, спикером и встроенным компьютером, чтобы кукла отсылала запись речи ребёнка на сервер ToyTalk для обработки запроса и формирования подходящего по смыслу ответа. В общем, если кто и шагал в ногу со временем – так это она, малышка на миллион от Mattel.

Версия два: Барби – это машина времени. Я пишу эти строки и рассматриваю одну из своих «старушек»: у неё невероятные длинные волосы-гофре, пышная чёлка, скрывающая лоб до самых бровей, кардинальное мини с психоделичными узорами в стиле Pucci, крупные пластиковые украшения геометрической формы и, конечно, укладывать её волосы полагается с помощью геля сильной фиксации, который притаился тут же, в углу коробки. Этот образ, пусть и несколько преувеличенный, всё же отчётливо узнаваем. Так одевались наши мамы и старшие сёстры, о таких огромных, танцующих вдоль щёк пластмассовых клипсах взрывных цветов мы мечтали в 90-е, когда мир вокруг был не то чтобы ярким, и уж точно не беззаботным. Но то было наше детство – лучшее из всех – и каждое соприкосновение с Барби дарит маленький разряд воспоминаний. Я смотрю на розовую коробку. Мне снова 10 лет.

Мир Барби представляет огромные возможности для эскапизма людям, уставшим от взрослых проблем
Мир Барби представляет огромные возможности для эскапизма людям, уставшим от взрослых проблем

Мир Барби – и это третья причина – обладает своей мифологией и историей. Барбара Миллисент Робертс, юная модель из крошечного выдуманного городка Уиллоу (штат Висконсин), приезжает покорять Нью-Йорк и становится… ох, кем только не была Барби за свои 64 года. Моделью, доктором, ветеринаром, актрисой, учительницей, зоозащитницей и даже космонавтом. У неё любящая семья, и родители – Джордж и Маргарет – наградили старшую дочь несколькими младшими сестрёнками, с которыми Барби охотно проводит каникулы. Партнёр Барби – Кен – появился парой лет позже своей подруги. Как и его возлюбленная, он время от времени меняет молды лица и тела (молдом называется форма, по которой отливаются части кукольных тел), следуя за модными тенденциями (а может и создавая их). А ещё у самой знаменитой пластиковой блондинки есть подруги Мидж, Кира и Кристи, демонстрирующие разнообразие происхождения и рас с тех пор, когда это ещё не было мейнстримом. Не забудем о доме мечты Барби, её лошадях, фургоне для путешествий и многочисленных питомцах – сейчас это всевозможные щенки, но встречаются кошки и более экзотические животные (например, коала у Барби-зоолога).

В-четвёртых, если мы рискнём ступить на территорию мировоззренческих концептов, окажется, что мир Барби каноничен, предсказуем, красив и психологически безопасен в силу ассоциаций с детством и детскостью в целом. Он представляет огромные возможности для эскапизма людям, уставшим от взрослых проблем и нуждающимся в «розовой колыбели», баюкающей внутреннего ребёнка. Создательница Барби – Рут Хэндлер – дала своему творению огромный потенциал, позволив проигрывать с куклой множество сценариев: ей можно мастерить одежду и мебель, вести фотоблог с кукольными снимками, кастомизировать куклу (например, пересаживать головы Барби 90-х на суперподвижные шарнирные тела современной Barbie made to move), или, например, снимать stop-motion анимацию с разными кукольными историями. Поэтому неудивительно, что кукла давно перестала быть просто детской игрушкой и стала компаньоном и объектом интереса для взрослых.

Эфир на ТК "Енисей", посвященный Барби. Татьяна Мордвинова слева.
Эфир на ТК "Енисей", посвященный Барби. Татьяна Мордвинова слева.

Коллекционная ценность же! Не будем про это забывать. Впечатляющие коллекции Барби водятся во всех странах мира, в том числе, и в России. Взрослые коллекционеры тратят немыслимое количество времени и средств, добывая тех самых кукол того самого редкого выпуска, не спят ночами, участвуя в кукольных аукционах, ищут перекупщиков, устраивают настоящую охоту за раритетами в крупных магазинах и на блошиных рынках. И пока существуют люди, готовые выложить крупную сумму денег за редкий экземпляр Барби или даже за её аутфит (часто кукла собирается по частям, как трансформер, если коллекционеру важна аутентичность каждой детали) – фильмы о Барбилэнде будут заходить аудитории как родные!

В конце концов, Барби как никто ориентируется в трендах. У неё может быть любой цвет кожи и разрез глаз, а с 2016 года кукла может быть любого телосложения – высокая и атлетичная (тип тела tall), миниатюрная и хрупкая (petite), а также curvy (обладательница пышных форм). Уже выпущены Барби с протезами конечностей, витилиго, куклы, воспроизводящие внешность людей с синдромом Дауна и людей с ограниченными физическими возможностями (в том числе, изображающие спортсменов-паралимпийцев). Барби бывает портретной (от уже упомянутой Мерилин Монро до любимицы зуммеров Билли Айлиш и Марго Робби из нового фильма), а бывает с лицом девушки из соседнего двора – и любовь к ней детей и взрослых будет поистине вечной. Помните знаменитый слоган, который Mattel вложила в уста Барби? «Ты можешь быть кем захочешь!»

И мы, кажется, верим в это…