В этой небольшой заметке я постараюсь максимально кратко и просто объяснить каким образом искусство пришло в ту точку, в которой оно сейчас находится и дать вам ключик к пониманию того, что вы можете увидеть сегодня на выставках.
Человеку не погруженному в этот безумный и непонятный мир, на первый взгляд может показаться, что искусство не только не развивалось последние 123 года, но и значительно деградировало. Но на самом деле это совсем не так. Давайте разбираться.
Из школьной программы мы помним совсем не много, только самое основное: наскальная живопись, египетские пирамиды, «Мона Лиза», шишки и мишки… и, неожиданно, все знают «Черный квадрат». Так как же так сложились обстоятельства, что у большинства людей создался такой странный ассоциативный ряд, из которого так и норовит вырваться наружу одно «лишнее»? Кому вообще нужен был этот Квадрат?! А картину из фильма «1+1» помните? Да что вообще с этим искусством происходит?!
А дело обстояло так….
Франция 1863 год. Любимый художник Наполеона III Александр Кабанель пишет свою картину «Рождение Венеры», где прекрасная обнаженная женщина возлежит на морской пене в окружении голых, крылатых младенцев.
Та же Франция и тот же 1863 год. Один из первых импрессионистов Эдуард Мане заканчивает свою самую скандальную картину «Олимпия».
А теперь найдите 10 отличий в этих картинах.
Мы упустим момент острой социальной темы в картине «Олимпия», и так понятно, что в то время изобразить куртизанку да еще и со служанкой на заднем плане было чем-то из ряда вон выходящим. Здесь нам интересна техническая сторона вопроса. Эдуард Мане не использует тонкие лессировки (наложение полупрозрачных слоев краски друг на друга) и плавные переходы цвета, а наоборот стремится к контрастности и более плоскостному изображению, вдохновившись японскими гравюрами. А кот у ног Олимпии вообще написан грубыми мазками, да еще и смазан, как на неудачной фотографии.
И эта картина стала неким катализатором к разрушению всех живописных канонов Франции того времени.
Появляется сообщество импрессионистов.
Я не знаю ни одного человека, который никогда в своей жизни не слышал ничего об импрессионистах. Это было сообщество художников, с общими идеями и взглядами на искусство. Они противостояли сложившемуся тогда во Франции академизму и искали новые способы изображения впечатлений, эмоций, движения мира и т.д.
Кстати, в России тоже были свои импрессионисты, которые появились примерно в то же время, но назывались они Передвижниками. Они тоже боролись с академизмом, но были при этом более приземленными и чаще изображали жизнь простых русских людей.
А что если я скажу, что был один чудак, который в своих убеждениях противопоставлял себя не только академизму, но и импрессионизму? Друзья дали ему прозвище «Отшельник из Экса». Поль Сезанн действительно променял Париж на небольшую деревню на юге Франции и создал там самые значимые работы для всей истории искусства.
В то время как импрессионисты стремились передать переменчивость природы, света и форм, опираясь на визуальные эффекты и индивидуальные ощущения, Поль Сезанн стремился изобразить мир «объективно» и найти истинную структуру вещей.
Сезанн, как настоящий ученый стремился разложить мир на составляющие, изображать объекты сразу в нескольких плоскостях (к чему попозже пришли кубисты и футуристы), показать не ощущения от предмета, а саму его суть.
«Мы, люди, рассуждал Сезанн, обладаем бинокулярным зрением: у нас два глаза. Более того, наш левый и правый глаз по-разному регистрируют визуальную информацию (хотя мозг объединяет два изображения в единое целое). Каждый глаз по-своему видит окружающие предметы. Мало того, мы ведь еще имеем привычку ерзать. Всматриваясь объект, мы совершаем какие-то движения: вытягиваем шею, крутим головой, приподнимаемся с места. Тем не менее художник создает изображение, как будто подсмотренное через статичный объектив. В этом Сезанн увидел проблему искусства и своего времени, и прежнего: оно не представляет то, что м действительно видим, ведь смотрим мы не одним глазом, а двумя. Так распахнулась дверь в модернизм.»
Уилл Гомперц отрывок из книги «Непонятное искусство»
Таким образом импрессионисты проложили дорожку к абстрактному экспрессионизму (активному и эмоциональному размазыванию краски по холсту с отрывом от пространства и плоскости и стремлением к изображению без изображенного)
А Поль Сезанн дал толчок к развитию кубизма, футуризма и геометрической абстракции (те направления в искусстве, которые стремились к структурированию объективной реальности посредством упрощения изображения, что в последствии вылилось в «Черный квадрат»)
Надеюсь, вам стало чуточку понятнее, что же произошло с современной живописью и почему она такая странная. Но на этом история не заканчивается, и мне еще предстоит объяснить вам от куда явился «Фонтан» Марселя Дюшана, но это уже совсем другая история…