Многие считают, что жизнь российской бедноты до Александра II - сплошное и беспросветное угнетение со стороны помещиков-крепостников. Действительно, в большей части страны крестьяне были лишь живым товаром и расходным материалом. Но так было не везде.
Казачьи вольницы
Недаром во многих источниках можно встретить выражение “бежать на Сечь”. Попавший туда крестьянин обретал волю и никто не мог потребовать его обратно. Границы казачьих территорий постоянно менялись. Так, постепенно ушла вольница с Воронежских, Курских и Рязанских земель. Однако свободу можно было найти на новых территориях - по Амуру и Уссури, Енисею и Кубани.
Государство было заинтересовано в качественной охране границ. А эту службу гораздо охотнее несли вольные казаки. Врагов хватало, вот и существовали эти очаги свободы во мраке крепостничества.
Север России
Холодные, часто непригодные для земледелия или малоурожайные земли не принесли бы прибытка, если закрепостить тамошнее население. Поэтому особого интереса для помещиков не представляли. Под Архангельском, Тобольском и в соседних с ними краях можно было даже встретить крестьянина, владевшего землей лично. Так, знаменитый ученый Ломоносов узнал о крепостных хозяйствах лишь прибыв в Петербург.
Не трогали и представителей коренных народов. Хотя, этому во многом способствовало отношение к ним как к необученным дикарям, содержание которых обходилось дороже, чем полученный результат труда.
Можно сделать вывод, что крепостничество существовало в тех краях, где можно было получить максимальную выгоду от использования земельных наделов. Именно на черноземье богачи были заинтересованы в дармовой рабочей силе. Выходит, что на жуткое существование крестьян обрекали на сравнительно малой территории. Но шанс спастись от гнета был минимальный, да и не каждый мог решиться на побег.
Читайте наши статьи и оставляйте свое мнение в комментариях!