Перед прочтением рекомендую ознакомиться с:
После смерти Великого князя Михаила Павловича дворец перешел его жене Елене Павловне. А в 1895 году уже у ее потомков дворец был выкуплен казной для создания в нем Русского музея. Для музея архитектор В.Ф. Свиньин стал перестраивать и упрощать интерьеры дворца. 13 апреля 1895 года Именным Высочайшим Указом императора Николая II здесь был учрежден Русский музей императора Александра III.
Интерьеры дворца времен Михаила Павловича были практически уничтожены. Чудом уцелели лишь потолки, паркет и камины в некоторых комнатах.
В центре Михайловского дворца находилась парадная лестница. Севернее от нее, в сторону Михайловского сада, был ряд гостиных. К западу были расположены большие парадные залы. А к востоку небольшие помещения личных жилых покоев Михаила Павловича и Елены Павловны.
Парадная лестница сохранилась со времен строительства дворца. Световой купол украшает роспись в технике гризайль. На втором этаже она украшена коринфской колоннадой, которая образует обходную галерею.
Лестничный вестибюль объединяет оба этажа Михайловского дворца. Парадная анфилада залов второго этажа расположена вокруг лестничного вестибюля. Скульптурный и живописный декор в помещение прославляет Россию и воинскую доблесть.
Хозяева Михайловского дворца любили устраивать праздники. Порой они были столь многолюдны, что количество гостей достигало 850 человек.
В праздничные дни дворец утопал в цветах и зелени. Полы застилали парусиной, расписанной золотыми и серебряными красками. Растения привозили из оранжерей Павловска и Ораниенбаума. Столы иногда расставляли на верхней площадке лестничного вестибюля.
Небольшая Голубая гостиная ведет в Парадную столовую. Потолок гостиной расписан в технике гризайль. А по бокам от двери стоят прекрасные скульптуры кариатид, выполненные С.С. Пименовым.
Парадная столовая была переделана в конце XIX века, когда во дворце устраивали музей. Зал был оформлен в бело-желтой цветовой гамме. Вдоль стен были расположены пилястры из желтого искусственного мрамора. Потолок Столовой был перекрыт сводом с росписью в стиле гризайль.
В зале были окна, которые выходили во двор. Они были украшены великолепными шторами из желтого шелка. На потолке зала располагались две золоченые люстры, а на пилястрах были закреплены золоченые светильники.
Пол был покрыт дубовым паркетом. В зале было много кресел из карельской березы, обтянутые желтой тканью.
Над дверным проемом, ведущим в Танцевальный зал, располагались хоры для музыкантов.
Танцевальный зал был оформлен в бело-голубой цветовой гамме. Вдоль стен в помещении были установлены трехчетверные голубые колонны. Зал украшали высокие зеркала.
В конце XIX века окна Танцевального зала пришлось заложить. Помещение освещалось двумя бронзовыми люстрами и золочеными канделябрами. Светового фонаря на тот момент в зале не было. На своде потолка изображались различные танцовщицы и арабески.
Из Танцевального зала можно было выйти в гостиные: Красную, Белую и Желтую. В них сохранились элементы декора и мебели.
Белый зал Михайловского дворца - это единственный целиком сохранившийся интерьер здания. Помещение разделено двумя парами колонн на три части: центральную и две боковые. Этому делению соответствуют росписи на стенах и потолке и рисунок паркета.
Паркет выложен из ценных пород дерева: палисандр, кленовое, амарант, черное, сахарное и пальмовое дерево.
Мебельный гарнитур также сохранился. Единственное, что было изменено реставраторами - это обивка. Первоначальная обивка была голубого цвета с золотыми венками.
Художественное убранство зала подчинено теме торжества воинской доблести. В декоре можно увидеть шлемы, воинские мечи, щиты, копья, а чаще всего повторяется лавровый венок (символ победы).
Росписи на стенах - это иллюстрации к Одиссее и Эллиаде Гомера. На них можно увидеть мужскую фигуру Париса с лирой. На столе стоит ваза, на которой тоже мужская фигура с лирой в руках. А спинки кресел вырезаны в форме лиры - все это отсылка к тому, что Белый зал использовали для музыкальных вечеров.
Великая княгиня Елена Павловна в Белой гостиной устраивала музыкальные салоны. Здесь играли многие знаменитые музыканты: Антон Рубинштейн, Ференц Лист, Роберт Шуман, Петр Чайковский и многие другие. В зале пела известная певица Полина Виардо.
Во дворце Елена Павловна устраивала морганатические вечера. На них встречались люди неравные по статусу. На таких вечерах бывали не только представители высшего света и царской фамилии, но и политические деятели, ученые, дипломаты. Многие из этих людей не смогли бы оказаться в обществе членов императорской фамилии ни при каких обстоятельствах.
Елена Павловна не могла приглашать некоторых гостей по своему желанию. Поэтому иногда приглашения рассылались от имени фрейлин княгини. Сама Елена Павловна на эти вечера приходила в качестве гостьи. На этих вечерах бывал и Михаил Павлович.
В Желтой гостиной сохранились пилястры, паркет и роспись потолка на тему античной истории.
За Желтой гостиной начинались парадные помещения жилой половины владельцев.
В Опочивальне стояла кровать с балдахином. В интерьере множество различных декоративных деталей. Стены первоначально были украшены тканями, а потом их сменили бумажные обои. При перестройке здания обои были уничтожены.
В Малом кабинете сохранился паркет, роспись потолка, зеркало и камин, работы мастерской Трискорни.
За Малым кабинетом располагались библиотека и туалетные комнаты. Но их отделка полностью была утрачена. За ними находился Красный кабинет. Его отделка сохранилась на акварели Луиджи Премацци. Этот интерьер более поздней эпохи. В 1840-ые годы Елена Павловна заказала архитектору Гарольду Боссе переоформление своего кабинета в стилистике рококо.
Личные покои Михаила Павловича располагались не в бельэтаже (кроме общей супружеской спальни). Комнаты великого князя находились прямо под комнатами Елены Павловны. На первом этаже находились кабинет и библиотека с коллекцией редких книг и нумизматики. Там же хранились небольшие, но тщательно вооруженные статуэтки под стеклянными колпаками. Они стояли на верхних полках книжных шкафов.
Стены залов на половине Михаила Павловича были завешаны трофеями: различными сабли, шпаги, знамена, картины военного содержания, портреты.
Сохранились изображения кабинета Михаила Павловича. На стене кабинета висело много картин с кавалеристами.
Несколько помещений на первом этаже сохранили свою отделку. Невозможно сказать точно, что было в этих помещениях во времена Михаила Павловича. Росписи в этих комнатах сделаны скромнее.
На первом этаже находились квартиры придворных, руководителей хозяйственных структур и гостевые комнаты.
На третьем этаже, где проживала прислуга, находилась Домовая церковь. Она была освящена в честь архангела Михаила (святого покровителя Михаила Павловича). Церковь восстановили и в ней проходят службы.
Для размещения этнографической экспозиции Русского музея В.Ф. Свиньин принял решение снести Манежный корпус (Конюшенный), в котором располагался арсенал Михаила Павловича. На его месте было возведено здание Этнографического музея.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Ставьте лайк - это очень важно для развития канала.
И обязательно ознакомьтесь: