Перед прочтением рекомендую ознакомиться с:
Михайловский замок Павла I. Часть 1. Строительство дворца.
Михайловский замок Павла I. Часть 2. Планировка замка
Первое на что обращают внимания гости Михайловского замка - это Парадная лестница. На лестнице расположена скульптура Умирающей Клеопатры. Это был знак императора: “смотрите к чему приводит неправильная политика и неправильные надежды”.
Поднимаясь на бельэтаж, посетители попадали в парадные залы: направо - императора, налево - императрицы. Убранство Парадной лестницы практически не сохранилась. Нынешний вид с воинскими атрибутами был создан во времена Инженерного училища.
Также на лестнице был помещен герб Российской Империи под императорской короной с включенным в него мальтийским крестом.
Пройдя в парадные залы императора, гости попадают в небольшую овальную кордегардию. В ней находились караульные. В оформлении присутствуют львиные маски, характерные для классицизма.
Первый зал парадной анфилады - Воскресенский. Стены в нем отделаны искусственным желтым мрамором. Также на стенах расположены картины, которые изначально предполагались для этого зала. Картины были посвящены сюжетам древнерусской истории.
Император Павел I еще при строительстве хотел в этом зале разместить минимум четыре картины. Предполагалось, что будет два полотна художника Аткинсона: “Крещение Руси” и “Дмитрий Донской в Куликовской битве” (сейчас в зале репродукции). А также два полотна Григория Угрюмова: “ Взятие Казани Иваном Грозным” и “Призвание на царство Михаила Федоровича”. Позже добавили еще две картины: одна из них была посвящена Полтавской баталии, а вторая торжеству русского флота во времена Павла (сейчас их нет).
На потолке зала была фреска. К сожалению, она была утрачена еще в XIX веке. В начале XX века на ее месте сделали роспись - знак военного инженерного училища. Знак был учрежден в 1910 году.
В марте 1801 года в этом зале было выставлено тело Павла I для прощания с ним.
До 2017 года в зале было книгохранилище центральной военно-морской библиотеки.
Из Воскресенского зала посетители попадали в Большой Тронный зал. Во времена Павла I стены зала были затянуты зеленым бархатом с золотым шитьем, а в глубине длинного двусветного пространства ярким пятном выделялся трон императора под пунцовым балдахином, установленный у восточной стены на возвышении из восьми ступеней.
В зале было два отопительных прибора - печь (колонна с установленным наверху орлом) и мраморный камин с лазуритовыми ставками. Над ним было огромное зеркало. Сейчас камин восстановить невозможно.
Под потолком в зале были размещены гербы 76 областей подвластных российскому скипетру. Со временем часть гербов была утрачена.
Потолок украшают две живописные боковые композиции плафона, который создавался для Большого зала Екатерининского дворца в Царском Селе. Еще в 1783 году плафон из Екатерининского дворца был снят и когда Бренна думал об убранстве потолка, он решил разместить две боковые части этого плафона. Сейчас в зале точные копии тех плафонов.
На плафоне изображены аллегория Мира и аллегория Победы. Изначально там присутствовал вензель императрицы Елизаветы Петровны. Затем он был заменен вензелем императора Павла I, а на втором плафоне добавили мальтийский крест.
Надверные ниши украшены бюстами императоров и их жен.
Во времена Инженерного училища в зале была Библиотека. Березовые шкафы были созданы в XIX веке.
По соседству с Тронным залом располагался Театр. Со временем он был полностью перестроен.
К Тронному залу и Театру примыкала Арабесковая галерея. Не сохранилось ни одного изображения Галереи Арабесок времен Павла.
Восстановить росписи на стенах и потолке сейчас практически невозможно. Галерея напоминала Лоджии Рафаэля в Ватикане. Украшали зал художники Виги и Скотти.
Во времена Инженерного училища были уничтожены ниши, которые находились напротив окон. В пяти нишах стояли пять мраморных скульптур.
Дальше находился зал Лаокоона, где стояла копия античной скульптуры “Лаокоона и сыновья”.
Во времена Инженерного училища анфилада парадных залов была прервана. На месте, где когда-то была дверь в сторону Арабескового зала - была сооружена лестница на первый этаж.
Из зала Лаокоона можно было пройти в Овальный зал, окна которого обращены в сторону Фонтанки. Овальный зал был украшен кариатидами, которые вознесены на самый верх.
Там же находится мемориальная доска времен училища, напоминающая о заслугах военного министра Ванновского.
Дальше посетители попадали в Мраморную галерею, переименованную во времена училища в Георгиевский зал. Это было одно из самых больших интерьеров дворца, полностью облицованное искусственным и натуральным мрамором.
Вдоль стены было установлено 3 камина, которые украсили полудрагоценными камнями.
Парадные залы императрицы Марии Федоровны начинаются с зала Антиков. Когда-то он был украшен подлинной античной скульптурой. Стены зала были облицованы мрамором.
Из зала Антиков можно было пройти в Галерею Рафаэля. Ее стены украшали гобелены, Их подарил французский король Людовик XVI. В зале сохранились потолочные плафоны, которые создавались под руководством Бренны.
Завершал парадную анфиладу императрицы Тронный зал. Стены обиты бархатом, а над окнами можно увидеть позолоченные барельефы. Во времена училища Тронная была объединена с Предтронной.
Из Тронной Марии Федоровны можно было попасть в ее личные апартаменты. В Общем Столовом зале проводились обеды и ужины, на котором присутствовали приближенные к императорской фамилии государственные деятели.
Из Столовой можно было выйти на большой балкон, обращенный в сторону Летнего сада. А также можно было попасть в парадную Опочивальню Марии Федоровны.
В интерьерах Спальни большое количество позолоты, цветного стекла, росписи по искусственному мрамору и так далее.
Мебель не удалось сохранить, поэтому в помещении нет ничего, кроме медальонов.
В анфиладу парадных залов была вписана Дворцовая церковь Святого Михаила. Изначально она была двусветная.
А во времена Инженерного училища зал разделили и наверху появилась Чертежная Николая Павловича, который был шефом Инженерного училища.
Императорский дворец чем-то напоминал многоквартирный дом. Помимо покоев императора, его супруги и детей, в замке находились квартиры лиц, состоявших при дворе.
Из восстановленных залов в замке можно увидеть покои камер-фрейлины А.С. Протасовой. При Павле I Протасова, которая всегда была в близком окружении Екатерины II, была удостоена высокой пенсии и ей был пожалован орден Святой Екатерины, а также сто душ крепостных.
Немаловажно, что Павел I отвел для Протасовой в Михайловском замке несколько помещений. Сейчас покои перестроены. Во времена Павла - это были три комнаты: гостиная, спальня и диванная. Стены комнат были отделаны разнообразными тканевыми обоями.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Продолжение:
Михайловский замок Павла I. Часть 4. Убийство Павла I.
Михайловский замок. Самый необычный и мистический дворец Петербурга.
Михайловский замок: Рыцарский замок мечты Павла I
И обязательно ознакомьтесь:
Замок с интересным названием БИП. Удивительная крепость в Павловске.
Зимний Дворец. Петр III и Екатерина Великая. Жизнь во дворце.
Зимний Дворец при императоре Павле I
Летний дворец Петра I в Летнем саду
Домик Петра I. Первый жилой дом в Санкт-Петербурге.
Павловский дворец. Часть 1. История дворца. Египетский вестибюль, Итальянский зал и Библиотека
Екатерининский дворец в Царском селе. Часть 1 - предыстория, фасад и лестница.
Александровский дворец в Царком Селе. Мрачная история великолепного дворца в Пушкине.