Производственная компания, назовем ее «Бето́ни», работает на би-ту-би-рынке: делает кое-что под заказ для крупных организаций вроде заводов и логистических центров. У компании 70 сотрудников и годовой оборот в 300 млн ₽. А в этом году она получила от налоговой штраф в размере своей годовой прибыли — 60 млн ₽.
В кейсе расскажем, как и почему компании «Бетони» удалось выжить, несмотря на штраф в размере годовой прибыли и блокировку всех счетов. Эта история — о том, как налоговая не смогла нас задудосить 👊 (от слова «DoS-атака», прим. ред.), хотя очень старалась.
«Бетони» — выдуманное название, мы его используем, чтобы сохранить конфиденциальность клиента. А вот история — чистая правда.
Два года назад финдир НФ увидел риск и предложил подстелить соломки
Финдиры Нескучных для всех клиентов раз в квартал проводят SWOT-анализ — это анализ возможностей, угроз, сильных и слабых сторон компании. Два года назад, в первый квартал работы с «Бетони», такой анализ среди прочего показал серьезный риск — штраф от налоговой.
Дело было так: компания «Бетони» неправильно считала выручку и прибыль, много лет не повышала цены, не контролировала работу отдела продаж и еще много чего не. В итоге бизнес работал из рук вон плохо: вложения собственника приносили ему всего 2% годовых.
Из-за минимальной доходности приходилось выкручиваться — оптимизировать НДС. «Бетони» видела, что как-то уж много этого налога платит, и пыталась его списать. Часть действий была вполне закона, а часть — на грани.
Когда финдиректор увидел это, он сразу понял, что в любой момент налоговая может придраться и оштрафовать компанию. Об этом риске он сообщил собственникам, и все вместе они придумали, что делать:
- Повышать эффективность бизнеса в целом — эта задача была актуальна и без риска получить штраф.
- Учитывать, что НДС — это транзитный налог, который не считается расходом компании. И считать выручку и прибыль бизнеса нужно без НДС, чтобы видеть только реальный заработок.
- Сформировать фонды: дивидендов, развития и резервный. Резервный — как раз на случай форс-мажоров и штрафов.
- Открыть второе юрлицо с тем же ОКВЭД и расчетный счет для него — на случай блокировки текущих счетов.
Отдельно скажем про фонды. Фонды — это что-то вроде копилок бизнеса. В них откладывают часть чистой прибыли, а потом тратят на что-то нужное. Мы решили откладывать в таких пропорциях:
- фонд дивидендов — 30% чистой прибыли;
- фонд развития — 50% чистой прибыли;
- резервный фонд — 20% чистой прибыли.
Также определили лимит для резервного фонда, чтобы не пополнять его бесконечно, — 12 млн ₽.
↑ Всё это происходило в начале 2022 года. Тогда же мы открыли второе юрлицо и счет. К февралю 2023 года удалось полностью наполнить резервный фонд — накопить 12 млн ₽ на случай форс-мажоров. Только мы начали думать, на что же теперь компания будет откладывать, как случился тот самый … ↓
Форс-мажор: штраф + пени + доначисленный налог = годовая прибыль компании
В феврале 2023 года «Бетони» получила штраф от налоговой. Штраф, пени и доначисленный налог в сумме составили 60 млн ₽ — ровно столько же прибыли компания сгенерировала за 2022 год.
А еще 60 млн ₽ — это в пять раз больше, чем «Бетони» накопила в резервном фонде. Конечно, резервные 12 млн ₽ лучше, чем нуль, но всё же их не хватало на оплату штрафа.
Провели внеплановую встречу: паники нет 🙅
Как только финдиректор узнал о штрафе, он сразу же инициировал внеплановую встречу, чтобы обсудить ситуацию с собственником и ключевыми сотрудниками, вместе посмотреть на цифры и придумать, что делать.
Начнем с отчетов и цифр. Во-первых, ситуация показала, что эти два года НФ и собственники работали не зря и очень даже хорошо: были все данные, настроенные отчеты и уже достаточно хорошие показатели. Во-вторых, сбор отчетности в моменте помог здраво оценить проблему:
❌ не ой-ой-ой, всё пропало! как такой штраф вообще платить?
✅ да, это жестко, но мы справимся.
Баланс показал, что всё не так уже плохо: штраф в размере годовой прибыли хоть и привел к падению показателей, но не критичному. Только 1 из 3 коэффициентов «Бетони» оказался ниже нормы. Смотрим ↓
👌Коэффициент абсолютной ликвидности — показывает, какую часть краткосрочных долгов — это те, что до года, — компания может отдать из своих денег или финансовых вложений. Коэффициент должен быть не ниже 0,2. У «Бетони» до штрафа — 1,33, после — 0,41. Падение сильное, но компания держится в пределах нормы.
👌Коэффициенты финансовой устойчивости и независимости — показывают, какая часть активов финансируется из устойчивых источников и удельный вес собственных средств в общей сумме финансирования.
Проще говоря, смотрим, устойчива ли компания и за чей счет она живет: за свой или кредиторов? И тут у «Бетони» есть спад, но примерно в такой же ситуации мы были в самом начале работы, так что жить можно.
Коэффициента два, а цифра на графике одна, потому что цифры отличаются лишь когда у компании есть долгосрочные кредиты. У «Бетони» таких кредитов нет: только собственный капитал и краткосрочные обязательства, поэтому коэффициенты на графике равны. Но нормативные значения по ним разные, из-за этого на графике две нижние границы — желтая и красная.
💩Соотношение собственного и заемного капиталов — показывает, каких денег в бизнесе больше: своих или заемных. В идеале собственный и заемный капитал находятся в такой пропорции:
- 60% заемного капитала;
- 40% собственного капитала.
Если же заемных денег становится больше, значит, бизнес уже существует за счет кредиторов, в том числе налоговой. У «Бетони» после получения штрафа резко выросла доля заемного капитала.
Итак, сбор отчетности в моменте помог сохранить почву под ногами: увидели, что в целом жить можно, даже такой большой штраф компанию не убьет.
Дальше посчитали на финмодели, через сколько времени удастся выправить ситуацию. Вышло 4−6 месяцев — вполне адекватный срок.
ВЫДОХНУЛИ.
И разработали план спасения из 8 шагов
На той же встрече — здесь все: финдиректор, собственник, операционный директор и Дюша Метелкин — сгенерировали план спасения из 8 шагов. Этакий февральский манифест ↓
✨План: что делать, если получили огромный штраф от налоговой ✨
Шаг 1. Не сеять панику. Было важно, чтобы компания продолжала работать, а не погрузилась в панику и хаос. Поэтому решили так: тем, кого штраф не касается, говорить о нем не будем. Это начальник производства, руководитель отдела продаж и сотрудники — пусть спокойно работают.
Шаг 2. Остановить инвестиции. Например, новые расходы на ремонт или покупку оборудования. Те, что уже в работе, заканчиваем, а новые не инициируем, чтобы не выпускать деньги из «Бетони».
Шаг 3. Остановить выплату дивидендов и премий. Чтобы больше денег оставить в компании на оплату штрафа. С дивидендами всё понятно — собственники на то и собственники, чтобы нести подобные риски. А вот с премиями могло бы выйти неловко, но:
- компания только начала выдавать премии, раньше их не было, потому что были кассовые разрывы;
- сотрудники пока не привыкли получать премии и не ждали их, поэтому отмена прошла для коллектива незаметно.
И спойлер: позже премии всё-таки выплатили.
Шаг 4. Направить чистую прибыль за февраль и март в резервный фонд в 100%-м размере. Не время тратить деньги на развитие или дивиденды, поэтому всю чистую прибыль — в резервный фонд, на оплату штрафа.
Шаг 5. Перевести все деньги из фонда дивидендов и фонда развития в резервный фонд. Всё, что было накоплено в других фондах, переводим в резервный.
Шаг 6. Взять под жесткий контроль работу с дебиторкой и не давать отсрочки длиннее двух недель. Чтобы не морозить деньги в долгах, а аккумулировать их в компании.
Шаг 7. Не морозить деньги в запасах. Для этого решили уменьшить объемы запасов сырья и материалов: покупаем только под конкретные заказы и только если на складе не хватает.
Шаг 8. Сфокусироваться на потенциальных крупных сделках. Вместе с отделом продаж сосредоточиться на планируемых крупных сделках и добиться их заключения. Опять-таки чтобы увеличить приток денег в компанию.
Глобально план — это работа в двух направлениях: не выпускать деньги из компании и впускать побольше денег в компанию.
Все 8 шагов плана были направлены на то, чтобы как можно скорее накопить денег и погасить штраф. По расчетам, это должно было произойти через 4−6 месяцев работы. Но снова вмешалась налоговая — в этот раз с блокировкой счетов.
Через две недели налоговая блокирует счета → используем соломку двухлетней давности
Когда «Бетони» получила штраф, мы сразу начали готовиться к его оплате — см. план спасения. Но через две недели налоговая заблокировала компании все счета.
Блокировка счетов — это проблема. Все деньги от клиентов, что приходят на эти счета, сразу бы отправлялись на оплату штрафа. А «Бетони» сидела бы без денег на закупку сырья, материалов, аренду оборудования, доставку и прочие нужные вещи. Проще говоря, не смогла бы зарабатывать денег на штраф 🤷
Здесь и пригодилась соломка — второе юрлицо. Собственники «Бетони» не хотели на него переходить, но налоговая не оставила выбора. Что сделали:
- Переоформили договоры на новое юрлицо — только пара клиентов отказались, потому что их работа была завязана на госконтрактах, а там так просто не изменить контрагента.
- Так как на заблокированных счетах были предоплаты, стали выплачивать с них зарплаты сотрудникам и налоги — так можно, если сделать правильную платежку.
В целом за пару дней безболезненно перешли на новое юрлицо и счет.
Сейчас штраф понемногу платим добровольно, но еще — судимся с налоговой
От оплаты штрафа «Бетони» не отказывается, но будет судиться: есть процессуальные нарушения, которые дают шанс на победу.
Сейчас по старым счетам компании и штрафу картинка такая:
- 16,5 млн ₽ — заплатили добровольно, чтобы уменьшить пени — это как раз деньги из резервного и других фондов;
- 43,5 млн ₽ — еще должны;
- 15 млн ₽ —16,5 млн ₽ — заморожены на валютных счетах, пока не трогаем, потому что не уверены, по какому курсу налоговая их конвертирует.
На новом счете формируем резервный фонд, но не торопимся из него платить штраф — возможно, удастся победить налоговую в суде, и тогда нет смысла гонять деньги туда-сюда.
А вот с показателями почти всё хорошо: за те пять месяцев, что прошли с блокировки счетов, компания успела прийти в себя.
Штраф в размере годовой чистой прибыли и блокировка счетов могли убить бизнес. Но не убили, потому что финдиректор заранее учел риск и подстелил соломку. А в моменте не дал собственникам расклеиться и поддаться панике. Вместо этого — просчитал ситуацию на отчетах и помог разработать план спасения.
Как начать работать с нашим финдиректором
Это была история компании «Бетони» — о том, как налоговой не удалось убить бизнес, хотя она очень старалась. А всё благодаря слаженной работе собственника и финдиректора. Наши финдиректора спасают компании не только от налоговой, вот еще некоторые примеры:
Наши финдиры работают с любым бизнесом: дизайн-студиями, кофейнями, салонами красоты, заводами, маркетплейсами и всеми остальными. Главное — оборот от 3 млн ₽ в месяц. Везде они наводят порядок в финансах, настраивают управленческий учет, помогают увеличить прибыль и избавиться от кассовых разрывов.
Вы тоже можете начать работать с нами: тип бизнеса, город и даже страна не важны. Мы работаем онлайн, поэтому можем сотрудничать с бизнесом из любых городов России, Казахстана, СНГ и Европы.
А самый простой способ понять, как и чем финдир НФ может помочь вашему бизнесу, — онлайн-экскурсия по финучету.