Найти в Дзене
SFERA — Pro Технологии

М-55 «Геофизика» — самолет, который дважды пересек озоновую дыру

Оглавление

М-55 «Геофизика» — уникальный самолет, который сыграл роль не только в разведке, для которой и был непосредственно разработан, но и в исследовании озонового слоя Земли. Даже сейчас, несмотря на сложность в управлении и весьма нестандартные конструкторские решения, М-55 еще летает. Как появился необычный проект и кто использует его по сей день?

SFERA — Pro Технологии — Подписывайтесь...
SFERA — Pro Технологии — Подписывайтесь...

Самолет-разведчик на гражданской службе

М-55 был создан в ОКБ Мясищева на базе М-17 и предназначался для проведения воздушной разведки и целеуказания ракетным комплексам «Искандер». Модификация не имела почти ничего общего с предшественником:

«… у самолета появились классический центроплан и две консоли вместо крыла из четырех частей. Немного изменилось и оперение самолета. Осталось только шасси, то есть фактически сделали новый самолет, получивший обозначение М-55 «Геофизика», — «Арсенал-Инфо.рф».

Одноместный М-55 больше напоминает аэроплан, который держится в воздухе за счёт потоков воздушных масс, чем самолет. С этим же, то есть с высоким коэффициентом аэродинамического качества, во многом связана и сложность в управлении. Справиться с машиной могли только высококвалифицированные летчики, хотя и им приходилось нелегко. Из-за сильного давления внутри кабины пилоту приходилось надевать специальный гермокостюм, напоминающий скафандр.

SFERA — Pro Технологии
SFERA — Pro Технологии

Этот относительно небольшой самолет оснащался двумя сверхмощными двигателями Д-30-10В, которые устанавливались на Ту-144. Масса М-55 составляла 14 т, он мог переносить груз массой до 1,5 т и подниматься до высоты 21 км. Однако появился самолет уже в 1982 году, и, по мере того как СССР приближался к распаду, разработка всё больше теряла актуальность, по крайней мере, в стратегическом плане. Поэтому М-55 решили использовать для проведения научных исследований.

Высотные качества и внушительная грузоподъемность делали самолет пригодным для изучения нижних слоев атмосферы. Воздушный разведчик с уникальными характеристиками вызвал интерес не только на родине, но и за рубежом.

-3

IT-проект SFERA — один из самых ярких и амбициозных в России. Компания разрабатывает многофункциональное мобильное приложение, релиз которого совсем скоро. Ознакомиться подробнее можете по ссылке. Скачивайте приложение в раннем доступе в Google Play и AppStore. Спасибо!

SFERA — Pro Технологии — Поставьте лайк...
SFERA — Pro Технологии — Поставьте лайк...

В Антарктиде, Европе и Латинской Америке

Самым громким достижением М-55 стало исследование озонового слоя Земли — слоя, который защищает нашу планету от ультрафиолетового излучения Солнца. Наверняка вы слышали, что в последние годы ученые по всему миру бьют тревогу из-за истончения озонового слоя и появления так называемых озоновых дыр. Одна из самых известных, огромная 300-километровая дыра, находится в Антарктиде, и именно ее летчик Олег Адольфович Щепетков пересек на самолете М-55 целых 2 раза. Это позволило получить новые научные сведения о природном явлении и состоянии земной атмосферы.

Самолет принимал участие в нескольких международных экспедициях, направленных на исследование атмосферы в южных широтах, например, в Латинской Америке и на Сейшелах, а также побывал в 1993 году на итальянской научной конференции, посвященной Заполярью, после чего стал известен на весь мир. Итальянцы модернизировали и оборудовали М-55 для проведения новых исследований.

SFERA — Pro Технологии
SFERA — Pro Технологии

Карьера «Геофизики» еще не завершена. Последний раз самолет мелькал в заголовках СМИ в 2015 году, и тогда речь шла о том, что он будет использоваться в европейском научно-исследовательском проекте по изучению азиатского муссона. На тот момент М-55 оказался единственной машиной, способной выполнить эту задачу:

«Из американских самолетов лишь ER-2, Global Hawk, WB57 могут забираться на такую высоту, но они недоступны для зарубежных ученых уже 15 лет. <...> Глобальные изменения климата и процессы, их вызывающие, — неотложные вопросы, требующие решения международным научным сообществом как можно быстрее», — рассказал «Газете.Ru» Фред Штро, руководитель научно-исследовательской программы StratoClim из Исследовательского центра Юлиха, Германия.

🚫Мы много сил вкладываем в качество статей. Поддержите нас лайком и подпиской, если вам это нравится.

Читайте также:

Секретная советская программа «Меркурий 18» по созданию сейсмического оружия и ее современное воплощение «Посейдон»
SFERA – Pro Историю23 июля 2023
Гибель колонны 58-й армии: самая большая потеря России в принуждении Грузии к миру
SFERA – Pro Историю22 июля 2023
Материал создан при поддержке проекта SFERA