С праздником, уважаемые читатели! Рассказывая о рае (Образ рая в иконе: Эдем-сад, Образ рая в иконе: райские реки, Образы рая: лоно Авраамово, Богородица-рай, Образы рая: райские врата), мы уже охарактеризовали многих изображаемых в раю людей. Однако достаточно неожиданным оказывается изображение в раю не праведника, а разбойника, правда, его называют благоразумным разбойником, но все же что он там делает?
Вот так пишется разбойник, распятый одесную Иисуса Христа. Предание дало ему разные имена: Дисмас, Тит, Рах. В Евангелии он известен только по своим словам: "мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю". (Лк. 23:41-43).
Подробности о Дисмасе мы узнаем из апокрифа "Евангелие от Никодима". Причем если часть его текста формируется в первые столетия христианства, то часть текста с участием благоразумного (или доброго) разбойника известна только с тринадцатого века. Книга сообщает, что когда изведенные из ада праведники пришли в рай, там уже были: праотец Енох, пророк Илья и благоразумный разбойник. Если с Енохом и Ильей все понятно, ведь они не умерли, поэтому и не могли быть в аду, то участь разбойника авторы апокрифа определили на основании евангельских слов Спасителя. Ведь не может быть ложным такое обещание!
Вот он, между вратами и лоном Авраамовым. А на следующей иконе Страшного Суда рядом с Богородицей. Везде он есть. Но разве он святой? Да, он не был канонизирован, но почитается. И в этом много странного: имя у него может быть разное, он не крестился, канонизации не было... Однако все наши сомнения покрываются словом Божиим: "ныне же будешь со Мною в раю".
Особенно интересно положение разбойника в связи с параллелью к его образу на той же иконе Страшного Суда, это тоже одиночный персонаж без имени под названием "милостивый блудник". Вот что известно о нем из «Жития преподобного Василия Нового, списанного Григорием Мнихом, учеником его», известного в России с одиннадцатого века. Популярный сюжет сформировался постепенно в отдельное проложное чтение "Слово о некоем блуднице, иже милостыню творя, а блуда не остася".
Если передать эту весьма интересную историю кратко, то получится вот что. Жил в восьмом веке в Византии известный человек, и были у него и добродетели, и грехи. Главной добродетелью было милосердие, а главным грехом - блуд. Умер он, и все рассуждали о его посмертной участи, и один затворник увидел его, привязанного к столбу между раем и адом.
Ангел объяснил, что он не может быть в раю по своим нераскаянным грехам, но как творящий милостыню не отправлен в ад. Вот и пишут его в образах Страшного Суда с шестнадцатого века между раем и адом в нижней части иконы.
Примечательно, что суд над разбойником произносит Господь, и этот суд является окончательным и никаким интерпретациям не подвергается, а суд над блудником еще не произнесен, это как бы образ души, ожидающей Страшного Суда для окончательного решения ее участи. И самым главным отличием одного персонажа от другого становится покаяние, которое разбойник успел принести, а милостивый блудник - нет, поэтому разбойник в раю, а блудник - нигде.
Пожалуйста, ставьте лайки, если вам понравился материал, так я буду знать, что мои статьи нужны моим читателям. Возможно, у вас есть вопросы, ответы на которые вы хотели бы видеть в блоге? Жду обратной связи!