С праздником, уважаемые читатели!
Как изображается рай в иконописи? По-разному. И начать разбираться в образах рая в иконе лучше всего с того рая, в котором для человечества все и началось - с Эдема.
В книге Бытия упоминается то обстоятельство, что рай - это был сад.
Эти два изображения, разные по материалу и стилистически, имеют общую композицию: торжественно восседающий Адам и перед ним разнообразные животные. Фоном служит сад с необычными деревьями.
Выделяющееся из них и сакцентированное, конечно, это древо познания добра и зла.
Райская растительность носит неконкретный характер, это растения вообще. Что интересно, она непохожа на джунгли или леса, растений здесь в меру.
Характерен также этот образ круга, потому что он символизирует полноту событий и совершенство.
И снова он встречается в образе свершившегося рая - в иконах Страшного Суда и отдельным иконописным сюжетом - изображается прославление Богородицы как средоточия рая, как рая словесного. Отдельный сюжет носит название по гимну Богоматери, использующемуся как седален по восьмой кафизме воскресной утрени восьмого гласа и как задостойник, гимну "О Тебе радуется..."
"О Тебе́ ра́дуется, Благода́тная, вся́кая тварь, А́нгельский собо́р и Челове́ческий род, Освяще́нный хра́ме и раю́ слове́сный, Де́вственная похвало́, из Нея́же Бог воплоти́ся и Младе́нец бысть, пре́жде век сый Бог наш, ложесна́ бо Твоя́ Престо́л сотвори́, и чре́во Твое́ простра́ннее Небе́с соде́ла; о Тебе́ ра́дуется, Благода́тная, вся́кая тварь, сла́ва Тебе́."
Все те же райские деревья в круге, но дополнены еще храмом, возвышающимся среди них. Перед храмом - Богородица с Богомладенцем на троне, окруженная ангелами, прославляемая предстоящими людьми. Среди всех выделяется платом, подвязанным на голове, и свитком, святой Иоанн Дамаскин, автор текста песнопения.
Богородица вернула человечество в Эдем тем, что через Нее воплотился Бог. Поэтому райский сад - неотъемлемая часть этого иконописного сюжета.
И в других способах изображения рая может присутствовать мотив сада. Даже в таком неожиданном для нас сюжете, как в образе рая в росписи катакомб. Пророк Иона прообразует собой Христа, потому что он умирает (проглоченный рыбой), воскресает (когда рыба его освобождает), и после проповеди ниневитянам отдыхает, блаженствуя под растением, которое выросло специально, чтобы дать ему тень. Для эпохи катакомб, наверное, это блаженство отсылало видящего к образу рая.
Пожалуйста, ставьте лайки, если вам понравился материал, так я буду знать, что мои статьи нужны моим читателям. Возможно, у вас есть вопросы, ответы на которые вы хотели бы видеть в блоге? Жду обратной связи!