Найти в Дзене
окно в икону

Образ рая в иконе: Эдем-сад

С праздником, уважаемые читатели!

Как изображается рай в иконописи? По-разному. И начать разбираться в образах рая в иконе лучше всего с того рая, в котором для человечества все и началось - с Эдема.

В книге Бытия упоминается то обстоятельство, что рай - это был сад.

Эти два изображения, разные по материалу и стилистически, имеют общую композицию: торжественно восседающий Адам и перед ним разнообразные животные. Фоном служит сад с необычными деревьями.

Выделяющееся из них и сакцентированное, конечно, это древо познания добра и зла.

Райская растительность носит неконкретный характер, это растения вообще. Что интересно, она непохожа на джунгли или леса, растений здесь в меру.

Сотворение человека(верхний регистр), грехопадение, изгнание из рая (нижний регистр). Роспись алтарной двери Благовещенского собора г.Сольвычегодска. 17 в.
Сотворение человека(верхний регистр), грехопадение, изгнание из рая (нижний регистр). Роспись алтарной двери Благовещенского собора г.Сольвычегодска. 17 в.

Характерен также этот образ круга, потому что он символизирует полноту событий и совершенство.

И снова он встречается в образе свершившегося рая - в иконах Страшного Суда и отдельным иконописным сюжетом - изображается прославление Богородицы как средоточия рая, как рая словесного. Отдельный сюжет носит название по гимну Богоматери, использующемуся как седален по восьмой кафизме воскресной утрени восьмого гласа и как задостойник, гимну "О Тебе радуется..."

"О Тебе́ ра́дуется, Благода́тная, вся́кая тварь, А́нгельский собо́р и Челове́ческий род, Освяще́нный хра́ме и раю́ слове́сный, Де́вственная похвало́, из Нея́же Бог воплоти́ся и Младе́нец бысть, пре́жде век сый Бог наш, ложесна́ бо Твоя́ Престо́л сотвори́, и чре́во Твое́ простра́ннее Небе́с соде́ла; о Тебе́ ра́дуется, Благода́тная, вся́кая тварь, сла́ва Тебе́."

Все те же райские деревья в круге, но дополнены еще храмом, возвышающимся среди них. Перед храмом - Богородица с Богомладенцем на троне, окруженная ангелами, прославляемая предстоящими людьми. Среди всех выделяется платом, подвязанным на голове, и свитком, святой Иоанн Дамаскин, автор текста песнопения.

Богородица вернула человечество в Эдем тем, что через Нее воплотился Бог. Поэтому райский сад - неотъемлемая часть этого иконописного сюжета.

И в других способах изображения рая может присутствовать мотив сада. Даже в таком неожиданном для нас сюжете, как в образе рая в росписи катакомб. Пророк Иона прообразует собой Христа, потому что он умирает (проглоченный рыбой), воскресает (когда рыба его освобождает), и после проповеди ниневитянам отдыхает, блаженствуя под растением, которое выросло специально, чтобы дать ему тень. Для эпохи катакомб, наверное, это блаженство отсылало видящего к образу рая.

Иона блаженствует в тени растения. Катакомбы Каллиста. 3в.
Иона блаженствует в тени растения. Катакомбы Каллиста. 3в.

Пожалуйста, ставьте лайки, если вам понравился материал, так я буду знать, что мои статьи нужны моим читателям. Возможно, у вас есть вопросы, ответы на которые вы хотели бы видеть в блоге? Жду обратной связи!