С праздником, уважаемые читатели! Кто такой Авраам, понятно - первый ветхозаветный патриарх, родоначальник нескольких народов, в том числе еврейского. С "лоном" сложнее. Ведь это "недро, грудь, пазуха, карман". Вариантов достаточно много, есть из чего выбрать иконописцу. Но зачем ему изображать это лоно? И какое оно имеет отношение к раю?
Про рай мы уже начали говорить здесь и здесь. Мы коснулись образа того рая, из которого были изгнаны Адам и Ева. О судьбе рая от грехопадения до Воскресения Христова точки зрения толкователей Библии разнятся. Некоторые как раз считают, что в этот период человеческой истории рай и существовал в виде лона Авраамова, другие же уверены, что рай был закрыт.
Но откуда взялась ассоциация лона Авраамова и рая? Из текста Евангелия от Луки (16:22). Христос обращает к слушающим, в том числе фарисеям, притчу о богаче и Лазаре. Герои притчи умирают и богач оказывается в аду, а нищий при жизни Лазарь на лоне Авраамовом. Из текста мы узнаем, что 1) в лоно относят ангелы; 2) между лоном и адом великая пропасть, которую нельзя перейти; 3) на лоне есть вода. Чем не рай? Но иконописец византийский не торопится с выводами и изображения, сделанные им, исключительно точны и могут интерпретироваться как указание на рай, но не сам рай.
Пример - миниатюра из Псалтыри одиннадцатого века. Все корректно: изображается один Авраам, и одна фигура на его лоне - Лазарь, и река тоже есть.
История про Лазаря служит иллюстрацией к 22 Псалму: "На месте злачне, тамо всели мя, на воде покойне воспита мя".
«Лоно Авраамово» могло иллюстрировать и 5 стих 1 Псалма: «Сего́ ра́ди не воскре́снут нечести́вии на су́д, ниже́ гре́шницы в сове́т пра́ведных», как в Киевской Псалтыри.
Постепенно, с конца 12 века, количество патриархов вырастает до трех: добавляют Исаака и Иакова. На это, конечно, тоже оказало влияние Евангелие. Слишком сопряжены там три древних патриарха. В Евангелии от Матфея (глава 8) Иисус Христос говорит о вере сотника и обещает, что "многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном" (Мф 8:11).
Но Царство Небесное - это же рай! Происходит сопряжение двух евангельских текстов, идет как бы дополнение одного текста другим. Именно так это и истолковывает средневековый иконописец, помещая изображение лона в часть композиции Страшного Суда, где изображается рай. Или даже изображая лоно на отдельной иконе, миниатюре или росписи.
Как видно из изображений, людей (или душ людей) за пазухой стало изображаться много, иногда у них появляются нимбы. Можно сделать вывод, что это известные и неизвестные нам праведники ветхозаветных времен. Более того, их так много, что они окружают патриархов, но ни один из них не равняется с ними по росту и не индивидуализируется.
В русской литературе благодаря переводам в средние века существуют несколько апокрифических сказаний об Аврааме: "Смерть Авраама", "Откровения Авраама", "Вопросы Иоанна апостола Аврааму на Елеонской горе". Везде тема посмертной участи человека звучит достаточно сильно. Авраам участвует в суде над душами, даже более конкретно - сидит у врат ада вместе с Исааком и Иаковом для суда над душами. Уверенности в том, что благодаря апокрифам к Аврааму добавились Исаак и Иаков, конечно, нет. Но очевидно, что иконопись и апокрифы находятся в православной культуре в активном взаимодействии, хотя пока невозможно сказать, как именно это происходило.
Для отдельных икон с изображением лона даже появилось свое название "Собор святых праотец"., иногда "Святые праотцы в раю".
В таких иконах уже не только подножия у патриархов, но и иногда богато украшенный и накрытый стол.
Такую эволюцию сюжета о богаче и Лазаре мы можем проследить в иконописи по крайней мере за последнюю тысячу лет. Но в образах Страшного Суда лоно Авраамово изображается по-прежнему как часть рая, рядом с соседними райскими образами, о которых мы еще поговорим.
Пожалуйста, ставьте лайки, если вам понравился материал, так я буду знать, что мои статьи нужны моим читателям. Возможно, у вас есть вопросы, ответы на которые вы хотели бы видеть в блоге? Жду обратной связи!