С праздником, уважаемые читатели! "Таин еси, Богородице, рай" - так поется на службе Воздвижения Святого и Животворящего Креста Господня (ирмос 9 песни канона на Воздвижение). Как объясняют толкователи, это обращение к Богоматери: "Ты - таинственный рай". Но раз Богоматерь в гимнографии и толкованиях святых отцов называется раем, то можно ожидать появление и таких изображений, которые прямо на это указывают.
Как понятно из заглавия и начала статьи, мы продолжаем тему изображений рая в иконе, начатую в материалах: Образ рая в иконе: Эдем-сад, Образ рая в иконе: райские реки, Образы рая: лоно Авраамово.
Начать необходимо с изображений Богородицы-рая в развернутых иконах или росписях, где изображается Страшный Суд.
Богородица пишется на престоле среди райской растительности и окружена предстоящими ангелами. Интересно, что изображается Она без Богомладенца. Именно так пишут Богоматерь, когда Она олицетворяет Церковь. Значит, и здесь Божия Матерь является олицетворением, только другим, знаменует Собой рай. Вообще святые отцы говорят о том, что рай является одним из прообразов Богоматери. Как посреди рая древо познания добра и зла, так из Богоматери - Христос.
Постепенно совершенствуется живописная метафора, чтобы лучше выразить идею Богоматери-рая. Сначала, как мы видим на первой иконе, изображение Богородицы на престоле не отделяется от других образов рая, все они располагаются рядом. Регистром ниже, например, лоно Авраамово, но графически оно никак не отделяется. Вплотную к ангелу слева от Богоматери стоит благоразумный разбойник, и тоже может быть принят за часть композиции Богородицы-рая, хотя он здесь по совсем по другим причинам и относится к вратам рая, о которых мы еще поговорим отдельно.
На втором примере видно, что произошло оформление границы образа: Дионисием изображена дугообразная арка, и другие изображения в основном отдалены фоном, только с одной стороны примыкают тесно. Уже идет некоторое обособление сюжета.
В третьем примере вокруг Богоматери тоже ангелы и райская растительность, но все это окружено кругом. То есть делается определенный акцент на Богоматери как рае, на эту идею обращают специальное внимание с помощью формы. Сюжет отделяется совершенно, а значит, у него уже есть отдельное предназначение, и свое название.
В результате развития не только в образах Страшного Суда развивается тема Богородицы-рая, но и появляется новый сюжет, который мы знаем под названием "О Тебе радуется".
Интересно, что по происхождению этого сюжета исследователи до сих пор не могут договориться. Причем разброс мнений очень сильный - от Византии начала четырнадцатого века до Руси начала шестнадцатого.
«О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, ангельский собор и человеческий род, освященный храме и раю словесный, девственная похвало, из Неяже Бог воплотися и Младенец бысть, прежде век сый Бог наш; ложесна бо Твоя престол сотвори и чрево Твое пространнее небес содела. О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь» - текст задостойника выражен живописно так точно, как только это возможно.
Причем, обратим внимание, приведенные первый пример того же времени, что и образы Страшного Суда в Ферапонтово, второй пример из этой же росписи. То есть существуют образы в одно и то же время, но раз изображается и то, и то, вывод можно сделать только один - сюжеты не дублируют, а дополняют друг друга.
Первое. что бросается в глаза - Богоматерь здесь с Богомладенцем. "Из Неяже Бог воплотися и Младенец бысть". На второй план уходит символическое изображение Богоматери и на первый план выходит буквальное.
За спиной ангелов появляется храм. Богородица не только рай, но и одушевленный храм, то есть другие значения Ее образа входят в канву сюжета. Гора, на которой стоит престол Богоматери, символизирует Голгофу.
Наиболее подробно расписан "человеческий род". Выделяются преподобный Иоанн Дамаскин (он в белом плате на голове и с текстом песнопения, ведь он автор этого задостойника). Может за ним изображаться святой Иоанн Предтеча. Другие фигуры не имеют нимбов, хотя общее мнение исследователей, что это не просто люди, а чины святых (пророки, апостолы, святители, мученики и мученицы, преподобные, святые жены, праотцы).
В семнадцатом и восемнадцатом веках сюжет усложняется за счет введения новых лиц (пророк Давид) и перегруппировки тех, кто изображался ранее (святой Иоанн Предтеча).
Пожалуйста, ставьте лайки, если вам понравился материал, так я буду знать, что мои статьи нужны моим читателям. Возможно, у вас есть вопросы, ответы на которые вы хотели бы видеть в блоге? Жду обратной связи!