Найти тему
SCRIPT DOCTOR ОСОКИН

Каторжники в ажурных чулках и шлемах с перьями: истории о тюрьмах и тюремщиках

Достоевский возглавил рейтинг самых читаемых авторов в российских тюрьмах. Об этом сообщила федеральная служба исполнения наказаний, которая составила список самых популярных авторов среди заключенных. И, как вполне ожидаемо, чаще всего у Достоевского берут почитать «Преступление и наказание».

Заключенным наших дней многое в этом романе может показаться необычным – в XIX веке представления о наказаниях сильно отличались от того, как это выглядит сейчас. Но еще больше современные заключенные удивились бы, если бы почитали о наказаниях лет за сто до времени Достоевского.

Например, во Франции в XVIII веке казни часто происходили в том самом месте, где было совершено преступление. При этом сама казнь часто была театрализованный актом, воспроизводящим преступление.

Фото с сайта: gorod-812.ru
Фото с сайта: gorod-812.ru

Можно вспомнить, как во время казни служанки, которая убила свою хозяйку, разыграли такую сцену. Возле виселицы поставили то самое кресло, в котором сидела хозяйка, когда служанка ударила ее ножом. А самой служанке перед повешением тоже нанесли удары этим же самым ножом.

Важной частью этих театрализованных казней были последние слова осужденных. Их признания укрепляли образ справедливого суда: своими покаянными речами они как бы подтверждали правомерность вынесенного им приговора.

В конце XVIII века наступила смена парадигмы – казни стали напоминать трагедию античного театра. Вместо прежних представлений на тему «преступление и наказание» – скромные скорбные церемонии, атмосфера печали, сожаления и траура. Главный мотив: один из граждан нарушил закон, и к сожалению, возникла необходимость расстаться с этим человеком.

Театрализованными действиями стали и процессии закованных в кандалы каторжников, которых гнали пешком через всю Францию на юг, в Марсель и другие порты. Этапирование заключенных превращалось в настоящие спектакли для местного населения.

В городах, к которым приближалась очередная каторжная колонна, заранее готовились к этому зрелищу. Газеты рассказывали о наиболее важных преступниках, участниках громких дел, описывали их одежду, чтобы их можно было узнать в колонне – это чем-то напоминало театральные программки. Вокруг тех, о ком не писали зрители устраивали своеобразную игру: пытались определить по одежде или лицу осужденного его бывшее ремесло и угадать, кто он - убийца или вор.

В романах того времени преступников, отправленных на галеры, стали романтично называть «труженики моря». А сами каторжане активно помогали создавать это романтическое представление о себе, и этапирование порой превращалось в настоящий карнавал. Вот как описывали это французские газеты:

“К цепям каторжники добавляли ленты. Другие украшивали себя с самодельными цветами. Самые предприимчивые доставали через тюремщиков театральные шлемы с перьями – а кто-то надевал туфли на каблуках и ажурные чулки”.

В общем, судя по описанию, все это порой напоминала просто какой-нибудь театр или канкан.

Фото с сайта: gazetaigraem.ru
Фото с сайта: gazetaigraem.ru

Ну а закюченные попроще участвовали в подобных карнавалах в меру своей фантазии: выставляли напоказ свои татуировки и жестами изображали совершенные ими преступления.

Тем временем появлялись и проекты, как сделать постоянными театрализованные экспозиции с участием заключенных. Например, известный французский политик и юрист конца XVIII века маркиз де Сен-Фаржо предлагал превратить некоторые места заключения в то, что он называл «Сад законов». По его проекту, по воскресеньям туда могли приходить семьями:

«Родители приводят детей, чтобы они увидели, что такое каторжные работы, и прочувствовали ужасную судьбу тех, кто осмелился нарушить закон».

Фото с сайта: artrue.ru
Фото с сайта: artrue.ru

Нечто подобное наблюдалось в те же времена и в России, где проход колонны каторжан через какой-нибудь сибирский городок становился настоящим событием, привлекая массу зрителей.

Вот как описывал это журнал Story. Когда партия шагала через город, арестантам разрешали устраивать своеобразный спектакль - они затягивали заунывную песню и под звон цепей и кандалов старались идти как можно медленнее, чтобы принять подношения: еду, одежду, деньги.