Автор - Александр Иваненко
часть 11) Поддержка. Одним из самых острых является вопрос - кого поддерживало местное украинское население в ходе противостояния Советской власти с националистами? Официальная установка в фильме "За порогом Победы" звучит так: "Героические усилия чекистов, опиравшихся на сочувствие и и поддержку широких слоев трудящихся, привели к ликвидации оуновского подполья".
Однако в самом фильме никакой широкой поддержки не наблюдается. Давайте посмотрим, сколько западных украинцев в фильме - сторонников Советской власти? Убитые бандеровцами председатель и его жена, еще один убитый подручными Гука непоказанный коммунист, Кристина Тарасюк и ее отец, сдавшийся Данилюк и ....все. Милиционер Максим в селе, скачущий в неизвестном направлении, может быть как западенцем так и "схидняком" - восточным украинцем. Или русским. А уж партийный руководитель, проводивший совещание - однозначно восточный украинец, т.к. западные украинцы начнут попадать в партноменклатуру такого уровня много позже 1946 года. Таким же восточным украинцем является упоминаемый в фильме бывший партизан Петренко, проживавший в послевоенном Львове. Теперь считаем сколько в фильме националистов. Мягко говоря намного больше.
Когда пограничники проводят операцию по уничтожению бандформирований, то боевиков крестьянин сдает после весьма показательного диалога с майором Сушенцовым: "Бог в помощь...у вас в хате бандиты. Ні...в хаті нікого немає... Не ври..У хаті тільки жінка і діти....я вам даю голову на відріз... Ты свою голову детям оставь. Не поможешь - будешь отвечать как пособник. Понял?"
Для сравнения - в 3 серии того же сериала "Красный песок" отряд "краснопалочников" активно воюет с басмачами и даже перегибает палку, самолично расстреливая взятых в плен. Ничего подобного мы в фильме про Западную Украину не видим. Сторонники Советской власти немногочисленны и затерроризированы оуновцами, самостоятельной силой не являются от слова совсем. Тут стоит вспомнить и сцену гибели чекистской спецгруппы в 19 серии культового сериала "Вечный зов" - никакой поддержки местного населения там нет вообще. Крестьянка "ничего не видела", а крестьянин Михась тут же бежит в банду сообщать главарю развединформацию.
Теперь посмотрим уже упоминавшиеся мемуары генерал - лейтенанта Козлова. Аналогичная ситуация - идут обязательные утверждения "Нам помогал народ....Почти все западные украинцы поднялись против кучки оголтелых националистов. Были, к сожалению, и пособники бандитов. Единицы..." Вот только когда опытный волкодав переходит от общих фраз к описаниям конкретных событий, то картина создается прямо противоположная. Во первых бросается в глаза - не указано вообще ни одного географического названия, даже не указано в какой области УССР происходили события 30 - летней давности. Во вторых - нет ни одного имени помощника Советской власти - западного украинца в борьбе с бандеровцами, буквально ни одного, даже погибших от рук бандеровцев, даже коммунистов. Только безымянные "миловидная девушка", "кузнец", "старик". Или "имя этого патриота осталось для меня неизвестным." При этом сам автор подробно с ФИО и званием называет не только сослуживцев - офицеров, но и рядовых солдат.
Для сравнения - возьмите мемуары партизанских командиров, написанные сразу после войны - того же легендарного Григория Линькова, воевавшего в Белоруссии: " У Кулундуков нас сытно покормили.... постучался к Зайцеву. Он встретил меня как старого знакомого....я выбрал Филиппа Садовского, члена партии...Я..нащупал руку дедушки Кондрата и крепко пожал ее." Или Сидора Ковпака - "Коля Шубин, ты?...В первой же хате от леса, жила хорошо меня знавшая колхозница-активистка Пелагея Соловьёва...в школе работала молодая учительница Вера Силина...". Разница разительная.
Эта ситуация касалась не только мемуаров. Кто такие Валя Котик, Марат Казей, Петр Машеров читатели статьи (пусть и немолодые) ответят мгновенно и не задумываясь. А теперь попробуйте назвать хоть одного западного украинца -, героя вооруженной борьбы бандеровцами без Гугла? Автор к слову не может. Священник Костельник и писатель Галан тут не подходят - они в боевых действиях не участвовали, действуя на идеологическом направлении. Где же прославленные на всю страну герои схваток с националистами пионеры и комсомольцы, коммунисты а также беспартийные? А ведь такие люди существовали на самом деле, как были и "красные" села - островки советского патриотизма, даже во Львовской области. Но такое явление не носило массового характера.
Теперь вернемся к мемуарам - вот как они описывают реальное поведение населения - "В деревне всего-навсего одна фамилия — разросшийся до огромных размеров род. Почти никто уже не помнил, кем люди доводились друг другу, но в обиду никого не давали. Прав, не прав — все равно защищают. Самая настоящая круговая порука. Что только не предпринимали мы, чтобы разведать силы бандитов, осевших здесь, — тщетно. Даже «нищие», направляемые нами, успеха не имели. «Бог подаст!» — говорили им местные жители и либо бесцеремонно выпроваживали из хат, либо закрывали двери перед самым носом."
Впечатления от пропагандистских акций: "Не смог я народ расшевелить, — сокрушался капитан. — В одном месте встретили настороженно, в другом — равнодушно, в третьем — никто мне даже в глаза не взглянул, сидели, уставившись в пол...В общем, аплодисментов не было? — уточнил я. — Где там... — махнул рукой Бабич." Более того на одном таком митинге советские офицеры слышат прямо в лицо: "Сынов в Красную Армию угоняют!...Москалей всюду понатыкали! Что им здесь — Расея?..." и прямо таки пророческое : "при панах жили, и при господах. Теперь вот — при товарищах. Один бог знает, какая власть будет завтра."
А вот как автор рассказывает про действия местных коммунистов, в условиях когда главарь УПА в открытую собрал в селе крестьян : "Председатель сельсовета лежал в районной больнице; секретарь партийной организации счел благоразумным не показываться на глаза". Сторонники Советской власти безусловно есть, но они максимально скрывают свои контакты с властью и всегда немногочисленны: "Доведу как есть до самого нужного места. И бегом назад. Никто не узнает, где я был всю ночь. Даже старуха. Я ни черта ни дьявола не боюсь. А жить хочу." или "Помогла нам молодая женщина, собиравшая в лесу грибы. Встретив наш наряд, она сообщила важные сведения и тотчас ушла «подальше от греха».
А что говорят рассекреченные документы? То же самое, что и фильм и мемуары. Работая над циклом "ПВО против УПА" автор столкнулся с тем, что посты ПВО на Западной Украине подвергаясь постоянным нападениям боевиков, не имели никакой поддержки и помощи со стороны населения. К примеру 4 декабря 1944 года в селе Скорики Тернопольской области была накрыта артиллерийским огнем группа бандеровцев. Банда рассеялась, унося раненых. В 16 -00 в село прибыла группа офицеров 1864 ЗЕНАП во главе с начальником артиллерии подполковником Ноготковым для проверки стрельбы. Жители села так настойчиво приглашали "совитов" пообедать, так стремились завести различные разговоры, что подполковник заподозрил неладное и приказал офицерам немедленно уезжать. Интуиция не подвела - через 20 минут в Скорики зашел отряд УПА в количестве 300 боевиков, которым сообщили про прибытие советских командиров.
Или 30 марта 1945 года у села Хатки Львовской области были обстреляны проходившие мимо красноармейцы. В село была немедленно направлена истребительная группа 1864 ЗЕНАП. Однако про подход "истребителей" сельчане сразу предупредили боевиков и те стали отходить. Когда группа ворвалась в село, то перед ними стали бегать женщины, мешая стрелять по бандитам. Дальше цитата из ЖБД 1864 ЗЕНАП: " Все жители села дают ложные сведения о бандитах, говоря что они ничего не видели и не знают". Случаи реальной помощи и взаимодействия с истребительными отрядами отмечены только в Киевской и Житомирской областях УССР.
Популярно мнение, что такое поведение было обусловлено исключительно страхом перед расправами со стороны бандеровцами. Бандеровский террор действительно был беспощаден по отношению к украинцам и украинкам, заподозренным в сотрудничестве с Советской властью. Вот воспоминания участниц УПА, опубликованные в книге львовского историка Марты Гавришко "Долаючи тишу": "Ганна Бігун - "Уночі повісили в Крилосі дівчину Стефу. Прикріпили табличку «За зраду!» ; Євгенія Гимон - "Дванадцятирічну (двенадцатилетнюю - авт.) Марійку Павлюк знищили за те, що видала криївку, де ховалися хлопці (бандеровцы - авт). Смертю покарали і її маму. Служба безпеки ОУН провела слідство. Прийшли до хати тої Марійки. Вона казала, що мстилася за тата, якого вбили партизани (бандеровцы - авт.)";
Но в том же Третьем рейхе недовольные властью НСДАП подвергались преследованиям и уничтожению, однако будет весьма опрометчиво заявлять, что большая часть немецкого народа была сторонниками гитлеровского режима исключительно из за ужаса перед гестапо. Обратный пример - местные пособники гитлеровцев на оккупированных территориях Белоруссии, России и восточной Украины по зверствам не уступали бандеровцам, но моментально бежали кто куда после поражений Германии, не имея поддержки населения. Как известно, последние группы бандеровцев были разгромлены уже в 50 - х годах.
Кнопки для поддержки проекта больше нет, яндекс кошелек для желающих поддержать работу автора:
https://yoomoney.ru/to/4100117599659450
Каналы, на которые стоит подписаться!
Научно-популярные каналы на Дзене: путеводитель