Азарт еще не перевелся, пишет корреспондент «Петербургского листка» летом 1910 года. Есть азарт еще более опасный даже, чем тайный клубный или притонный.
Мы говорим об азарте уличном, вполне примитивном, и не поддающимся никакому наблюдению, и надзору. Еще в прошлом (1909-ом) году полиции удавалось ловить на смоленском поле особого рода уличных шулеров, обыгрывающих падкий до дешевого и несложного азарта рабочий люд, в известную карточно-фокусную игру «три листика». В настоящее время эти «развлечения», по-видимому, уничтожены.
Но взамен их появилась другая игра, может быть, еще более опасная. В праздничные дни, когда в Петровском парке происходят бесплатные народные гуляния, как в самом парке, так и по дороге к нему, на Тучковом мосту, собираются продавцы разного мелкого галантерейного товара и занимаются вроде бы своим обычным делом.
Но суть здесь далеко не в торговле. Каждый из этих продавцов имеет при себе разграфленный лист с разными номерами, на некоторые из которых указаны кое-какие выигрыши. Кроме того, имеется засаленный мешочек с маленькими дощечками или костяшками, на которых написаны такие же номера. Вот и всё несложное устройство уличной лотереи.
За небольшую плату в несколько копеек, каждый может вытянуть из мешочка деревяшку и соответственно номеру, справиться в списке выигрышей, не оказался ли он счастливцем. Однако, таковых счастливчиков обыкновенно не обнаруживается. И причина тому довольно проста.
Конечно, номера выигрышей не совпадают с номерами билетиков-деревяшек. Таким образом, для «антрепренера» эта игра является совершенно безопасной и беспроигрышной. Насколько это должно быть выгодно, можно судить уже по тому, что в последнее воскресенье на протяжении Тучкова моста нам удалось насчитать таких предпринимателей одиннадцать мошенников.