Найти в Дзене
Компас экономики

БРИКС создаёт новый миропорядок — с собственной валютой или без неё

В Кремле сообщают, что объединение БРИКС буквально завалено заявками от других стран, желающих участвовать в совместной работе. Эту информацию подтверждают и в Йоханнесбурге, где в августе пройдёт очередной саммит. Шерпа БРИКС от ЮАР Анил Суклал отметил, что кроме 22 стран, которые официально попросили принять их в организацию, еще два десятка стран неофициально выразили заинтересованность в том, чтобы стать членами БРИКС, включая все основные страны глобального Юга. В индийской прессе ранее появились сообщения, что на саммите в Йоханнесбурге в БРИКС будут приняты пять стран: Аргентина, Египет, Индонезия, Объединённые Арабские Эмираты и Саудовская Аравия.

Что касается другого важного вопроса — создания единой валюты объединения БРИКС — здесь подходы стран-участниц разнятся. По понятным причинам, наиболее активным сторонником данной идеи является Россия. Не раз в пользу появления наднациональной валюты, способной бросить вызов вездесущему доллару США, выступал президент Бразилии Лула да Силва. Такого энтузиазма явно не ощущается, если говорить о Южно-Африканской Республике. Тот же Анил Суклал на брифинге для СМИ подчеркнул, что вопрос общей валюты БРИКС на повестке дня не стоит. Речь идёт лишь об углублении взаимной торговли в национальных валютах, с тем чтобы частично отказаться от использования доллара в международной торговле.

Как отмечает министр финансов США Джанет Йеллен, в настоящее время 89% международных коммерческих и финансовых операций осуществляются в долларах. Это вселяет в неё надежду, что состоянию американской валюты на мировом рынке пока ничего не угрожает. В то же время на фоне скандального блокирования Западом российских активов усилился тренд по снижению доли доллара в глобальных валютных резервах. Если за два десятилетия она снизилась с 73 до 55%, то с конца 2022 года произошло падение с 55 до 47%, то есть процесс вымывания доллара из международных резервов ускорился в 10 раз.

И всё же идея единой валюты БРИКС не имеет простых решений, её реализацию следует рассматривать как задачу средне- или долгосрочного характера. Так, своими сомнениями поделился глава Резервного банка ЮАР Лесетья Кганьяго, который обратил внимание на вопросы о создании единого Центробанка и его расположении. В случае создания единого платёжного средства одновременно странам придётся отказываться от своей валюты, что не выглядит реалистичным. Необходимо решить также вопрос о том, чем будет подкреплена новая валюта. Эксперты полагают, что использование золотого стандарта — не очень гибкий механизм. Монетарное золото имеет очень высокие стандарты сертификации: операции проводятся в Англии, а слитки производятся почти исключительно в Швейцарии. Кто-то предлагает обеспечивать валюту БРИКС золотом и другими сырьевыми ресурсами, такими как серебро или редкоземельные металлы. Есть также вариант цифровой денежной единицы, основанной на государственных валютах группы.

Мешают созданию новой валюты и внутренние разногласия. Есть мнение, что Китаю и Индии уготовано быть геополитическими соперниками, а экономики России, Бразилии и Южной Африки сильно зависят от экспорта сырьевых товаров и поэтому будут вынуждены конкурировать. Учитывая вес Китая, всех остальных будет волновать вопрос, не попытается ли он манипулировать новой валютой для своей личной выгоды. В любом случае объединение БРИКС заинтересовано в дедолларизации, так как она сделает глобальный Юг более независимым от токсичного доллара и поможет возникновению многополярного мирового порядка. Всё более активное использование национальных валют во взаимной торговле усиливает происходящие тектонические сдвиги в глобальном соотношении сил. Объединение БРИКС становится центром притяжения для новых индустриальных стран развивающегося мира — неважно со своей собственной валютой или без неё.

Читайте по теме: Будущая валюта БРИКС пошатнёт позиции доллара