"Учение с увлечением" - так называлась кампания, которая была запущена журналом "Пионер" в 60-е годы. Действительно, зачем быть "жертвой системы" и мучиться, когда узнавать новое так интересно! Почему бы не попробовать изменить отношение к учебе и... посмотреть, что будет?
В 60-е - новый всплеск интереса к занимательным задачам. Не залеживается в библиотеках знаменитый Перельман - "Занимательная физика", "Занимательная геометрия", "Занимательная математика", издаются многочисленные новые книжки - для внеклассного чтения по математике, русскому языку, природоведению, географии... В школах на классных часах и сборах проводятся шуточные математические игры и соревнования команд на лучшее знание русского языка, литературы, географии. Конечно, тут надо отдать должное многочисленным учителям-энтузиастам, организовывавшим кружки, газеты, и даже Клубы!
А мы сегодня заглянем в замечательную книжку Николая Федоровича Александровича "Занимательная грамматика" (Государственное учебно-педагогическое издание, г. Минск, 1963г.)
Цель книги - помочь учителю на занимательном грамматическом материале расширить и закрепить у школьников знания по русскому языку, убедить учащихся, что грамматика не свод скучных и трудных для запоминания правил, а увлекательная наука о законах родного языка.
Книга начинается небольшими статьями "Мировое значение русского языка", "Для чего нужно знать грамматику", "Как рождаются слова"...
И если задуматься, как же интересно, откуда в русском языке берутся слова-пришельцы, как жизнь рождает слова-неологизмы, откуда взялись "Европа" и "Америка", "Арктика" и "Антарктика"!
Ах, сколько увлекательных игр предлагает "Занимательная грамматика"!
Попробуете решить? А может, поиграете в семье?
Вот занимательные игры с омонимами:
Справились? Отлично! А сильны ли вы в антонимах и синонимах? Мне кажется, тут уже посложнее:
А сможете ли вы узнать фразеологизмы в шуточных рисунках? (Ответы - в галерее):
Справитесь ли с ребусами?
Справились? Ну, напоследок - увлекательная игра "Недоросль"!
- В этой игре могут принимать участие от 2 до 5 человек. Лучше играть попарно, игра будет идти быстрее.
- Один из играющих пишет на листке любую букву. Второй к этой букве приписывает ещё одну, но при этом имеет в виду слово, в которое входят эти две буквы. Первый играющий добавляет снова одну букву, продолжая строить слово, задуманное им самим. Задуманные слова не объявляются, а сохраняются в тайне.
- Каждый играющий подставляет буквы так, чтобы завершить слово пришлось его противнику. Кто заканчивает слово, тому записывается буква из слова "недоросль".
- Если играющий не в состоянии добавить букву или, приписав букву, создаст такое сочетание, которое невозможно ни в одном слове, ему тоже засчитывается проигрыш.
- Слова могут быть только существительные нарицательные в именительном падеже единственного числа.
Например:
1 игрок: ...К...
2 игрок: ...КО...
1 игрок: ...УКО...
Тогда 2 игрок может поставить букву Р - и проиграть, так как он завершил слово УКОР. Или поставить букву Л - УКОЛ - с тем же результатом.
Но...
2 игрок может поступить хитрее и добавить букву Л с другой стороны: ...ЛУКО...
Что может получиться в итоге?
ЛУКОВИЦА, ЛУКОМОРЬЕ, ПОЛУКОЛЬЦО?
Тут, знаете ли, не только русский язык, но и стратегия, и тактика!
А мы, помнится, в школьные годы азартно играли в непедагогичную, но вполне словесную игру "виселица"!
А у вас были в школе увлеченные учителя-энтузиасты, влюбленные в свой предмет и передавшие вам эту страсть?
Играли ли вы в школе в занимательные словесные игры?
А может быть, до сих пор играете?
С улыбкой, как всегда, ваша - Умная Эльза!