Найти в Дзене
Чердак Умной Эльзы

Учение с увлечением - "Занимательная грамматика" 1963 года

"Учение с увлечением" - так называлась кампания, которая была запущена журналом "Пионер" в 60-е годы. Действительно, зачем быть "жертвой системы" и мучиться, когда узнавать новое так интересно! Почему бы не попробовать изменить отношение к учебе и... посмотреть, что будет?

В 60-е - новый всплеск интереса к занимательным задачам. Не залеживается в библиотеках знаменитый Перельман - "Занимательная физика", "Занимательная геометрия", "Занимательная математика", издаются многочисленные новые книжки - для внеклассного чтения по математике, русскому языку, природоведению, географии... В школах на классных часах и сборах проводятся шуточные математические игры и соревнования команд на лучшее знание русского языка, литературы, географии. Конечно, тут надо отдать должное многочисленным учителям-энтузиастам, организовывавшим кружки, газеты, и даже Клубы!

Александрович Н. Ф. "Занимательная грамматика", Государственное учебно-педагогическое издание, г. Минск, 1963г. http://fremus.narod.ru/java/h01/rus5863g.html
Александрович Н. Ф. "Занимательная грамматика", Государственное учебно-педагогическое издание, г. Минск, 1963г. http://fremus.narod.ru/java/h01/rus5863g.html

А мы сегодня заглянем в замечательную книжку Николая Федоровича Александровича "Занимательная грамматика" (Государственное учебно-педагогическое издание, г. Минск, 1963г.)

Цель книги - помочь учителю на занимательном грамматическом материале расширить и закрепить у школьников знания по русскому языку, убедить учащихся, что грамматика не свод скучных и трудных для запоминания правил, а увлекательная наука о законах родного языка.

Книга начинается небольшими статьями "Мировое значение русского языка", "Для чего нужно знать грамматику", "Как рождаются слова"...

И если задуматься, как же интересно, откуда в русском языке берутся слова-пришельцы, как жизнь рождает слова-неологизмы, откуда взялись "Европа" и "Америка", "Арктика" и "Антарктика"!

Ах, сколько увлекательных игр предлагает "Занимательная грамматика"!

Попробуете решить? А может, поиграете в семье?

Вот занимательные игры с омонимами:

Справились? Отлично! А сильны ли вы в антонимах и синонимах? Мне кажется, тут уже посложнее:

Александрович Н. Ф. "Занимательная грамматика", Государственное учебно-педагогическое издание, г. Минск, 1963г. http://fremus.narod.ru/java/h01/rus5863g.html
Александрович Н. Ф. "Занимательная грамматика", Государственное учебно-педагогическое издание, г. Минск, 1963г. http://fremus.narod.ru/java/h01/rus5863g.html

А сможете ли вы узнать фразеологизмы в шуточных рисунках? (Ответы - в галерее):

Справитесь ли с ребусами?

Александрович Н. Ф. "Занимательная грамматика", Государственное учебно-педагогическое издание, г. Минск, 1963г. http://fremus.narod.ru/java/h01/rus5863g.html
Александрович Н. Ф. "Занимательная грамматика", Государственное учебно-педагогическое издание, г. Минск, 1963г. http://fremus.narod.ru/java/h01/rus5863g.html

Справились? Ну, напоследок - увлекательная игра "Недоросль"!

  • В этой игре могут принимать участие от 2 до 5 человек. Лучше играть попарно, игра будет идти быстрее.
  • Один из играющих пишет на листке любую букву. Второй к этой букве приписывает ещё одну, но при этом имеет в виду слово, в которое входят эти две буквы. Первый играющий добавляет снова одну букву, продолжая строить слово, задуманное им самим. Задуманные слова не объявляются, а сохраняются в тайне.
  • Каждый играющий подставляет буквы так, чтобы завершить слово пришлось его противнику. Кто заканчивает слово, тому записывается буква из слова "недоросль".
  • Если играющий не в состоянии добавить букву или, приписав букву, создаст такое сочетание, которое невозможно ни в одном слове, ему тоже засчитывается проигрыш.
  • Слова могут быть только существительные нарицательные в именительном падеже единственного числа.

Например:

1 игрок: ...К...

2 игрок: ...КО...

1 игрок: ...УКО...

Тогда 2 игрок может поставить букву Р - и проиграть, так как он завершил слово УКОР. Или поставить букву Л - УКОЛ - с тем же результатом.

Но...

2 игрок может поступить хитрее и добавить букву Л с другой стороны: ...ЛУКО...

Что может получиться в итоге?

ЛУКОВИЦА, ЛУКОМОРЬЕ, ПОЛУКОЛЬЦО?

Тут, знаете ли, не только русский язык, но и стратегия, и тактика!

А мы, помнится, в школьные годы азартно играли в непедагогичную, но вполне словесную игру "виселица"!

А у вас были в школе увлеченные учителя-энтузиасты, влюбленные в свой предмет и передавшие вам эту страсть?

Играли ли вы в школе в занимательные словесные игры?

А может быть, до сих пор играете?

С улыбкой, как всегда, ваша - Умная Эльза!