Найти тему

Инструменты для онлайн преподавания.

Оглавление

Перед тем, как перейти к конкретным инструментам, которые использую в своей работе, расскажу о них в целом. Особенно если один из ресурсов по тем или иным причинам вы использовать не сможете, то хотя бы будет возможность выбрать аналог.

Видеосвязь, демонстрация экрана, чат:

  1. Skype - всеми известное программное обеспечение, в детальном представлении не нуждается.
  2. Zoom - программа для видеоконференций, получившая популярность во время пандемии. Школы массово использовали ее при удаленной работе. У бесплатной версии существует 40-минутное ограничение видеоконференций. Конференцию можно запускать с сайта или с пк, предварительно установив программу. На данный момент, если конференция закончилась, то новую можно будет начать только через 9 минут - то с чем столкнулась я, неожиданный был сюрприз от Zoom. Также неоспоримый плюс (как по мне): во время демонстрации экрана любой участник может рисовать на экране, нажав на кнопку «Комментировать». Если же к конференции никто не подключился, то в режиме ожидания Zoom может находиться достаточно долго.
  3. Google Hangouts - очень простое программное обеспечение в использовании, сделано все невероятно минималистично, без излишеств. Как мессенджер не сильно распространен поскольку есть WhatsApp, Viber и тд. Hangouts есть в Web-версии, есть в виде приложения для телефонов, для Android, IOSа, есть расширения для браузера Google Chrom и приложение на телефон Hangouts.
  4. Discord - система мгновенного обмена сообщениями с поддержкой VoIP и видеоконференций, предназначенная для использования различными сообществами по интересам. Система наиболее популярна у геймеров и учащихся. Discord помимо этого отображает игры, запущенные на вашем пк. Данную функцию можно отключить в настройках при необходимости.
  5. Так же еще есть Google meet (регистрация нужна), яндекс телемост (без регистрации), TrueConf, а так же Jitsi meet (без регистрации).

Плюс данных ресурсов еще в том, что они бесплатные.

Виртуальные электронные доски или онлайн-доски с возможностью совместной работы в реальном времени:

  1. IDroo - бесплатная электронная доска. Минус, что на английском, однако разобраться несложно. Чтобы начать пользоваться данной доской, необходимо зарегистрироваться. Делается это очень быстро. Регистрация простая: по почте и паролю, либо вход через аккаунт Google, Facebook или через Windows аккаунт. В профиле доступно 5 бесплатных досок для владельца. Однако может быть отображено и больше досок, поскольку вы можете быть владельцем доски другого пользователя. Чтобы пригласить другого пользователя к работе на одну из досок достаточно скопировать ссылку. Она есть как на самой доске в меню справа или ее можно просто скопировать из адресной строки браузера. Пользователи обязательно должны иметь свои аккаунты в IDroo, чтобы присоединиться. IDroo позволяет разграничить права доступа как в целом к каждой конкретной доске, так и для каждого приглашенного пользователя: редактирование, просмотр и запрет доступа. Возможно задать фон доски: старая бумага, клетка и клетка как у миллиметровки. Название досок можно изменять, есть масштабирование. Сами доски безграничные, поэтому на 1 доске можно вести несколько групп, учеников или занятий, достаточно самостоятельно рабочее поле разграничить линиями, рамками и т.д. Работают стандартные сочетания клавиш, например: CTRL+Z - отмена действия, CTRL+С - копирование, CTRL+V - вставка и т.д. Можно скопировать и вставить необходимый текст. Инструменты для работы стандартные. Можно выгрузить содержание доски в виде PDF или PNG файла. Однако вставка рисунков или документа доступна в платной версии.
  2. Miro - сервис для совместной работы с визуализацией, хорошо подойдет для проектной работы. Хоть компания и объявила об уходе из России, однако платформа продолжает работать. Как и на обычной доске тут так же доступны стандартные инструменты для работы. Однако у данной доски есть функция, позволяющая фигуре, нарисованной от руки придать правильную форму. Также в Miro существуют шаблоны таблиц и схем под разные типы задач. Можно создать стикер, загрузить файл, ролик с YouTube с возможностью запуска прямо на доске, прокомментировать или оставить реакцию. В бесплатной версии доступно всего 3 доски. Все пользователи должны иметь свои аккаунты в Miro.
  3. Web Whiteboard - не требует регистрации. Набор инструментов: курсор, карандаш, маркер, возможность написать текст, вставка простых геометрических фигур, стрелка, стикер, шаблоны таблиц и схем под разные типы задач. Минус: доска исчезает через 24 часа. Если есть Miro-аккаунт, то доску можно сохранить.
  4. Ziteboard - доска с минимальным интерфейсом, доступны функции: набор текста, рисование. Также есть возможность создать стикер, добавить картинки, документы. В бесплатной версии доступно 3 доски. Результат можно сохранить в форматах PNG, SVG или PDF. Все пользователи должны иметь свои аккаунты в Ziteboard.
  5. Witeboard - очень минималистичен, есть стандартный набор инструментов: карандаш, линия, текст, ластик. Может распознать рисунок и придать правильную форму. Результат можно сохранить в формате PNG. Регистрация пользователям не требуется.
  6. sBoard - электронная доска с русскоязычным интерфейсом. Доступны стандартные функции. Позволяет прикреплять стикеры, загружать изображения. В бесплатной версии доступна одна доска. Все пользователи должны быть зарегистрированы.
  7. BitPaper - позволяет настроить цвет фона, разметку, загрузить файл, позвонить другому пользователю доски. Инструменты стандартные. Позволяет составлять формулы и чертить линии под нужным углом, а также добавить разные фигуры по типу как в PowerPoint. Приглашать новых пользователей достаточно просто: в меню слева есть иконка с человечком, нажимаем, копируем ссылку или можно просто скопировать из адресной строки в браузере. При этом, приглашенному необязательно регистрироваться, однако без регистрации позвонить вы ему с доски не сможете.
  8. Padlet - обладает большим выбором шаблонов (более структурированный, менее структурированный, с возможностью добавления чата, карты, тайм-линии и т.д). Например, холст или шаблон “Стена” (посты расположены в виде кирпичиков на доске, могут накладываться друг на друга), шаблон “Лента” (посты сохраняются в виде ленты новостей, нужно будет прокручивать сверху вниз), шаблон “Раскадровка” (посты располагаются рядом, один за другим, чем-то похоже на холст “Стена”, но по порядку, без наложения друг на друга), “Колонки” (посты разделены по колонкам, каждую колонку можно прокручивать), “Карта” (посты привязаны к точкам на карте. Например, можно посмотреть путь из Италии в Лондон. Пример для каждого шаблона доступен в Padlet и с ним можно ознакомиться), “Холст” (содержимое можно располагать как угодно. Можно создать процесс, который будет взаимосвязан друг с другом - что-то вроде производственной карты), “Хронология” (контент размещен на горизонтальной шкале, можно описать какой-то процесс, алгоритм и т.д.).

Досок очень много, существуют также: Stormboard, Fresco, Mural, Conceptboard и т.д.. Все они чем-то похожи, разница минимальная, однако у каждой доски есть свои преимущества.

Сервисы для создания интерактивных онлайн-презентаций.

К примеру, Mentimeter и Nearpod. Учащиеся в реальном времени могут отвечать на вопросы, в виде тестов в самой презентации. От обычного PowerPoint его отличает то, что все происходит в режиме реального времени. Система создания презентации практически такая же, только с возможностью добавить вопросы и видеть ответы каждого ученика.

Специализированные программы.

Конечно программ для английского, физики и химии очень много, обозначу часть:

  1. ChemSketch - программа для изучения химии, рисует структуры веществ, позволяет увидеть как работают химические соединения и не только.
  2. Model ChemLab - позволяет создать виртуальную химическую лабораторию на компьютере, подойдет студентам-химикам.
  3. Physion - виртуальная лаборатория физиков, предлагает все инструменты, необходимые для рисования объектов и структур, настройки их свойств и их приведения в движение на основе законах физики.

Список можно продолжить. Каждая программа отвечает на определенные запросы, поэтому для начала необходимо определиться: к какой цели вы стремитесь, что конкретно хотите? И начать искать.

Если покопаться в интернете, то и программ для других предметов найдется предостаточно.

Например, если вам необходимо наглядно показать пирамиду или сечение призмы да еще, желательно, ее покрутить для наглядности? Но вот беда, на доске или в тетрадке это сделать проблематично. Проблему решит GeoGebra.

GeoGebra — среда, позволяющая работать с различными математическими объектами, и включающая в себя геометрию, алгебру, таблицы, статистику и арифметику. Программа позволяет работать с функциями, строить графики, находить точки пересечения, точки экстремума, корни уравнения и решать задачи с параметром, строить планиметрические и стереометрические чертежи, позволяет увидеть как выглядит графически уравнение или система уравнений т.д. Программа помогает понять наглядно задачу, особенно это касается стереометрии. В среде GeoGebra можно покрутить рисунок, что-то поменять и подвигать - такая возможность в разы увеличивает наглядность. Еще одна большая боль учеников, это задачи с параметром. Большая часть параметров решается графически, однако многим тяжело представить движение каких-либо элементов на чертеже, что мешает решить задачу. GeoGebra позволяет двигать все своими руками, что может дать понимание того, как это работает.

Специализированные сайты.

Сайты, которые позволяют составить собственный тест на определенные темы, составить варианты ВПР, ОГЭ, ЕГЭ и т.д. Темы на данных сайтах, примеры, задачи уже есть, их достаточно добавить в шаблон проверочной и отправить ученику.

Например, сайт СДАМ ГИА - отлично подойдет как ученику, так и учителю. Предметов очень много: Математика, Информатика, Русский язык, Английский язык, Немецкий язык, Французский язык, Испанский язык, История, Физика, Химия, Биология, Окружающий мир, География, Литература, Обществознание, Мировая история.

По каждому ученику ведется статистика. Также этот сайт хорош тем, что содержит множество заданий и решения к ним на определенные темы. Ученик может выбрать тему и начать решать задания, для закрепления материала, однако если что-то не получается, то можно посмотреть решение. Минус в том, что многие решения не разжевывают, тут нужны знания и думать все равно придется.

Сторонние сервисы.

Одним из таких сервисов является YouTube. Существуют разные форс-мажорные обстоятельства при которых, по тем или иным причинам, ученик не может сам писать и решать достаточно долгий промежуток времени, а готовиться надо. Или вам необходимо дать дополнительный материал для закрепления в нестандартном виде. Тогда можно воспользоваться подборкой задач, примеров и других заданий для их наглядного разбора и решения.

Например:

Данным сервисом можно воспользоваться как дополнительным источником информации, так и для закрепления материала.

Если необходимо посещать репетитора чаще, однако по тем или иным причинам такой возможности у ученика нет - можно найти выход. Однако тут все зависит от самого ученика, насколько ответственно он подойдет к учебе.

Учебники и методические материалы.

Не все учебники и сборники одинаково полезны. Взрослые тоже списывают друг у друга, например, кто-то списал кусочек примера, кто-то немножко да трансформирует сам пример, а про раскрытие тем в учебниках это отдельная история, как и их переиздание. Списывать тоже надо уметь и списывать надо у тех, кто хорошо написал и только то, что они написали хорошо.

Например, хороший сборник задач по математике для поступающих в ВУЗы это М.И.Сканави. В данном сборнике собраны основные идеи. Все кто пишут позже, они все равно у него списывают. Хотя Марк Иванович тоже не сам писал свой сборник, это по сути сборник заданий из вступительных экзаменов топовых вузов того времени (1969г.).

Внимательно смотрите сборники, к примеру, т.к. казалось бы, сборник по алгебре для 6 и 9 класса должен отличаться и примеры, наверное должны быть сложнее? Да, это так, однако не во всем, некоторые примеры просто переписаны из сборника за 6 класс в сборник для 9, как под копирку, правда кое-где вместо равно стоит неравенство. Такой факт можно заметить в дидактических материалах к учебнику Мерзляка.

Удивительные метаморфозы происходят с переизданием учебников. К примеру, возьмем учебник автора Виленкина за 6 класс за 2003 г. (стереотипное издание*) и того же советского Виленкина за 1980 г. Если судить по оглавлению, можно сказать, что это совершенно разные учебники, как по структуре, как по содержанию и даже по номеру класса, который раньше был в 5м, а теперь этот же самый материал проходят в 6м. Тематика совершенно разная, прохождение курса совершенно иное. Однако, если сравнить те главы, которые имеют одинаковое название, например: "Основное свойство дроби". Описание в старом учебнике занимает страничку и еще чуть-чуть. Описание самого параграфа в новом учебнике занимает чуть больше пол странички. Что убрали? Убрали понятные примеры с кружочком на 4 части, добавили непонятные примеры с кружочком на 20 частей.

*Стереотипное издание - переиздание без изменений

Ребенок, читая в учебнике очевидные вещи утверждается в том, что он понимает то, что говорит ему автор. В новом же издании ученик не понимает, что читает и при этом понимает, что он ничего не понимает. То есть утвердился в своем сознании, что он недалекого ума. Что ему дальше с этим делать - непонятно.

Но это все примеры. Что могу посоветовать? Берите старые советские учебники.

Есть ли все же достойное переиздание учебников? Да, но их немного, например, учебник по геометрии автором которого является Киселев. В учебнике одновременно и планиметрия, и стереометрия. Учебник понятный. Однако все зависит и от издательства. Лучше брать издательство urss (логотип: глобус с интегралом) - для 10 класса самое то. Не идет в сравнение с Атанасяном. Написано внятно, четко и русским языком, очень доходчиво. И такими словами, чтобы дети, которым геометрия не дается в принципе, все поняли, поскольку прописана вся цепочка умозаключений, чтобы понимать материал. Есть также и от издательства Физматлит (логотип: спутник с книжкой) - у них очень странное расположение параграфов, по крайней мере, на мой взгляд.

Можно пользоваться также алгеброй, автор Киселев от издательства urss. В Идеале найти алгебру того же Киселева от 1948 года. Зачем? К примеру, процесс решения уравнения расписан гораздо подробнее (на целую страницу) чем в прочей современной литературе: у Колмогорова это занимает пол странички.

Проблема использования старых учебников состоит в том, что программа изменилась, однако выборочно темы все же можно брать и разбирать.

Что я использую в своей работе?

В своей работе использую как онлайн-доску IDroo, так же и Zoom. Особенно мне нравится совмещать Zoom с программой для видеоконференций, например, Skype. Так как Zoom позволяет рисовать и писать на экране монитора. Записи не исчезают при использовании других приложений, таких как, например, "Ножницы". Особенно если оперативно что-то конкретное необходимо рассмотреть отдельно и разобрать: задачу, пример. Проще захватить часть экрана и тут же разобрать чем метаться между приложениями.

Если видеосвязь происходит через Zoom, то ученик сам может решать, писать, выделять непонятные места.

Виртуальная электронная доска детям очень интересна, им самим хочется попробовать что-то написать, начертить, нарисовать. Если на ней есть задача или небольшой тест, то можно совместить приятное с полезным.

Также в своей работе использую обычный PowerPoint для сбора материала по определенным темам и при необходимости могу оттуда что-то взять для урока. Использую специализированные сайты для проработки ГИА и сборники, учебники - само собой.

Сторонних сервисов бояться не надо. Ученики в любом случае смотрят TikTok или YouTube, так пусть это приносит пользу. Еще мне очень нравится среда GeoGebra, как по мне, хорошая наглядная программа.

Некоторые репетиторы на каждого ученика заводят отдельную небольшую папку - ведут своеобразный журнал: родители и их контакты, что прошли на уроке, какие вопросы и пожелания были от ученика, слабые места, что еще нужно закрепить на следующем занятии и т.д. Я же в этом плане использую обычный бумажный блокнот и таблицу Excel. Помимо этого, в самой Excel таблице у меня есть расписание на неделю, в котором каждый ученик выделен своим цветом - визуально лучше воспринимается. И если вдруг занятия не будет, можно текст сделать зачеркнутым, а в примечании к ячейке написать причину. Например: заболел или каникулы с "..." по "...". Да и в целом это удобно, когда выстраиваешь расписание. Сразу видно свободные часы.

А в следующей статье поговорим о том, кому подойдет работать репетитором, а также о плюсах и минусах удаленной работы.